Полный список журналов Список номеров за 2015 год

Журнал Социальная педагогика 2006 – 2024

Архив номеров Поиск статьи Информация о журнале

купить журнал целиком за
180 руб
1/2015
 
Материал в открытом доступе
Серова И. Е.Богомолова Т. Н.

Просмотров: 704 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Макаров А. И.

Просмотров: 734 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Кузнецова Е. И.Четверткова Т. И.Ободкова Т. В.Суровцева С. М.

Просмотров: 587 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Лебедева Н. А.Девицына Е. А.Шмулявцева С. Ю.

Просмотров: 1730 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Гликман И. З.

Просмотров: 428
 
Материал в открытом доступе
Дерендяева Н. С.

Просмотров: 719 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Цветков В. В.

Просмотров: 457
 
Материал в открытом доступе
Брейдак Т. А.

Просмотров: 821 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Дахин А. Н.

Просмотров: 583 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Федосеева И. А.

Просмотров: 463 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Носов В. А.

Просмотров: 514 Есть аннотация


26.11.2015

Вероника Милославская

Не хотите читать – покажем

В Москве поставили первый в России фолк-мюзикл и провели литературные чтения повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Произведения Гоголя в современной интерпретации? А почему нет? Вдруг современные мультимедийные технологии, видео-инсталляции, спецэффекты и необычная подача (скажем, в жанре мюзикла или – вообще ультрамодно – перформанса) помогут современникам взглянуть на классика совершенно иными глазами.


О проблеме «привития» школьникам интереса к русской классике и фольклору написаны горы педагогической литературы. Не стану их преумножать, а предложу всего один простой, дешёвый, практический и главное эффективный способ – читать эти произведения своим детям вслух. С малолетства.

Тут главное регулярность. А ещё собственная искренняя любовь к чтению. И тогда – по моему глубокому убеждению – проблемы вообще не возникнет.

Но что делать, если она всё же возникла? Если время было упущено, годы прошли, дети выросли… Можно ли вернуть утраченное? Пробудить интерес к хорошей литературе, к народному творчеству в подростках, в молодых или даже в уже совсем взрослых людях?

Полноценный – вряд ли. Но пытаться всё же стоит. Например, путём необычной подачи классики, как то: фолк-мюзикл или чтение литературных произведений популярными актёрами, певцами, спортсменами, телеведущими, политиками – одним словом медийными лицами.

Именно эту идею воплотили недавно в жизнь артисты московского театра «Русская песня». Они, во-первых, поставили на своей сцене первый в России фолк-мюзикл по мотивам повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». А во-вторых, накануне его премьеры устроили литературные чтения отрывков из этой повести приглашёнными знаменитостями, сопровождаемые видео-инсталляциями, звуковыми и световыми спецэффектами – фактически мультимедийный литературно-музыкальный перформанс под названием «Вечер с Гоголем».

– Это чистой воды эксперимент, – поделилась художественный руководитель театра «Русская песня», народная артистка России Надежда Бабкина. – Мы пригласили в гости известных актёров, спортсменов, музыкантов, чтобы прочитать отрывки из произведения Николая Гоголя. Постарались сделать все с душой, вложить глубокий смысл, перенестись в ту самую Диканьку, где и происходили фантастические события, которые описал в своем произведении Николай Васильевич.

В литературных чтениях приняли участие не только те актёры, что заняты в мюзикле «Ночь перед Рождеством»: народный артист России Фёдор Добронравов, который станет Чубом (его сын Виктор Добронравов занят в мюзикле роли кузнеца Вакулы), Сергей Астахов, который репетирует роль Чёрта, Александр Варнаев, исполняющий партию Дьяка Осипа Никифоровича, художник-постановщик спектакля, заслуженный деятель искусств России Павел Каплевич. Погрузиться в волшебную ночь перед Рождеством пришли и те знаменитости, которые просто любят произведения Гоголя: Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин, Татьяна Веденеева и Анастасия Волочкова, Евгений Гор и Ирина Грибулина, Андрей Дементьев и Павел Деревянко, Антон Ескин и Владимир Минеев, Артём Михалков и Клара Новикова.

Представление началось уже в фойе – музыкальные коллективы театра исполняли народные песни и колядки, водили хороводы, вовлекая в них всех желающих. Кто не решался присоединиться к танцующим, пили чай из самовара с баранками и пирогами. Или принимали участие в кулинарном мастер-классе от шеф-повара театра «Русская песня» и лично от Надежды Бабкиной – под их руководством лепили традиционные украинские вареники по старинным рецептам.

Почему именно вареники? Так это же одна из самых «аппетитных» сцен самой повести и знаменитого фильма, снятого на её основе в 1961 году режиссёром Александром Роу, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Помните? «На полу стояли две деревянные миски: одна была наполнена варениками, другая сметаною. Вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону и подскочил вверх...»

– Последний раз я ела пельмени в 9 лет, перед поступлением в хореографическое училище, – рассказала Анастасия Волочкова. – С тех пор я на диете. И даже в новогоднюю ночь не позволяю себе калорийной еды, налегаю на свой любимый шпинат, который посыпаю сыром.

Балерина не изменила себе и в этот день, ограничившись лишь лепкой вареников. Кстати, несмотря на то, что она очень старалась прикрыть плечи шалью, журналисты разглядели на её коже большие тёмные пятна и не преминули поинтересоваться их происхождением. Оказалось, это следы от банок – артистка проходила курс лечения.

– Меня готовить научила мама, – включилась в беседу Клара Новикова (на фото она – в центре, репетирует перед началом чтений). – И вареники я делаю прекрасные, разных видов, включая еврейские – с печенью.

– А я тесто для пельменей раскатываю впервые в жизни. Хотя готовлю неплохо. Даже борщ могу запросто сварить, – удивил окружающих Артём Михалков.

А вот Фёдору Добронравову готовить не нравится. Особой любви к вареникам он тоже не испытывает.

– Я – всеядный, – пояснил актёр. – А самая вкусная еда для меня? Да просто та, что приготовила моя жена.

Перформанс продолжился в зрительном зале. Точнее непосредственно на сцене, где в декорациях деревни Диканьки разместились и зрители, и артисты. Атмосфера была поистине новогодней, мистической: полная луна на звёздном небе, скрип снега под сапогами, отдалённый лай собак…

Вечер открыла Надежда Бабкина, которая играет в мюзикле сразу две роли – Солохи и Царицы.

– Гоголь – серьезная, масштабная личность. Личность на веки вечные. Сегодня же он особенно актуален! – подчеркнула певица. – Все персонажи, которые присутствуют у него в том или ином произведении, живут рядом с нами. Если честно, то мы с вами и есть эти персонажи.

Самый любимый герой Бабкиной – ведьма Солоха.

– Это забавная особа. Её называют ведьмой, но ведь ВЕДьма – от слова ВЕДать (знать, иметь сВЕДения, а также управлять, распоряжаться), – пояснила Надежда. – Она ВЕДунья, прекрасно ВЕДёт все дела, руководит, работает чужими руками, справляется с любой задачей.

 

При постановке мюзикла перед режиссёром Ниной Чусовой стояла непростая задача – совместить народную музыку (восточнославянский – русский и украинский – фольклор) с эстрадным исполнением и симфоническим звучанием, как того требует жанр. На равных соединить музыкальное, драматическое, вокальное и хореографическое искусства.

– У нас всё по-настоящему. Серьёзно, крупно, при привлечении больших творческих сил, – заверила Нина Чусова. – Это светлое произведение Гоголя, в котором тёмные силы проживают свой последний день, и рождается нечто новое, прекрасное, венчающееся любовью. Благодаря песне, музыке, некоему поэтическому шаманству происходит очищение.

Татьяна Веденеева, по всеобщему признанию, приготовила самые изящные вареники. А вот к Гоголю у неё отношение сложное.

– На самом деле, я его немного побаиваюсь – в его произведениях слишком много мистики, – призналась телеведущая. – Но в этом театре очень добрая атмосфера, так что сегодня мне не страшно!

Актёру Артёму Михалкову (на фото – справа) в Гоголе особенно нравится то, как писатель «строит фразы, в них есть загадка».

– Меня поразило слово «черевички», и я выбрал отрывок, где прочитал как раз про них, – поделился Артём. – Все герои его произведений жизненные, они определяют характеры людей. Рассказы, повести, поэмы Николая Васильевича – это наша жизнь. Здорово, что проводятся чтения его произведений.

Павел Деревянко (на фото – у микрофона), по его словам, чувствует с Гоголем какое-то особое родство.

– Для меня Николай Васильевич очень много значит, – признался актёр. – Такое ощущение, что между нами есть что-то общее. Николай Васильевич – из Малороссии, как и я. Моё становление как актёра происходило на произведениях «Шинель», «Вий». Обожаю Гоголя, чувствую его, и мне близко его мироощущение. А какой у Гоголя юмор! Часто повторяю его фразу: «Чему смеетесь! Над собой смеетесь!».

Недавно в Павла родилась вторая дочь Саша, к которой он и поспешил сразу после того, как отыграл свой отрывок. Может, лет через пять он прочтёт ей перед сном эту повесть целиком?

Еще одним ярким участником Гоголевских чтений стал боец смешанных единоборств, многократный чемпион мира по кикбоксингу Владимир Минеев. В этот вечер у спортсмена состоялся двойной дебют: первое выступление на театральной сцене и первый опыт… лепки вареников.

На вечере Гоголя Владимиру досталось читать слова одного из главных героев повести – кузнеца Вакулы. По тексту Вакула признавался в любви Оксане, роль которой очень вдохновенно исполнила Анастасия Волочкова.

Феерические литературные чтения «Вечер с Гоголем» были задуманы как своеобразная презентация фолк-мюзикла «Ночь перед Рождеством». Каким станет сам мюзикл, мы сможем узнать только после премьеры, которая пройдёт 7-8 декабря. Есть все основания предполагать, что он будет не менее впечатляющим.












Фото: Вероника Милославская