07.07.2016 Вероника Милославская ММКФ: медленно и печально38-й Московский международный кинофестиваль в очередной раз оправдал все ожидания и вновь, гарантированно, всех разочаровал. Впрочем, это касается лишь его конкурсной программы. На моей памяти (а лично я слежу за ММКФ с 2006-го, то есть для меня этот фестиваль 11-й) не было года, чтобы кинокритики, пресса и прочая публика не ругались в его адрес самыми последними словами. Но если раньше мне удавалось найти аргументы «за» и даже перетянуть некоторых на свою сторону, то на этот раз мне, увы, не остаётся ничего иного, как самой присоединиться к сонму порицателей. На безрыбьеПобедившая картина в эту тройку определённо не входит. Главный приз ММКФ-2016, а также приз Федерации киноклубов России и награду за лучшую мужскую роль получил иранский фильм «Дочь» (режиссёр – Реза Миркарими, в главной роли – Фархад Аслани). Это долгая и раздражающе подробная история о том, как юная восточная девушка, вместо празднования помолвки младшей сестры и вопреки запрету родителя, отправляется в Тегеран на проводы подруги, навсегда уезжающей из страны. Тем самым, как пишут критики, она как бы восстаёт против авторитарного отца и патриархальных семейных ценностей. «Серебряный Георгий» за лучшую режиссуру был вручён датской женщине-режиссёру Пук Грастен за фильм «37». Крайне печальный и совершенно неубедительный, он основан на реальных событиях, произошедших в 1964 году в Бруклине, когда во дворе одного из домов произошло изнасилование и убийство девушки. У преступления было 37 свидетелей, но ни один человек не помешал его совершению и даже не позвонил в полицию. Немало удивило решение судей в отношении совершенно беспомощной картины болгарского режиссёра Радослава Спасова «Поющие башмаки». Жюри дало ей второго по значимости – специального «Серебряного Георгия». Бразильский фильм «Память забвения» (о старике, страдающем болезнью Альцгеймера) понравился лишь российским кинокритикам. Их жюри удостоило режиссёра Руя Герру специального упоминания с формулировкой «За многолетнюю работу в кинематографе и большой вклад в искусство». Картина «Дневник машиниста» Милоша Радовича из Сербии получила приз зрительских симпатий. И ни одного – от жюри. Тема смерти (оказывается, машинисты поездов за годы работы непреднамеренно убивают в среднем от 15 до 20 человек) подана режиссёром с изрядной долей юмора. А наш народ любит посмеяться. И сербское кино в целом, похоже, тоже – раз регулярно отдаёт ему своё предпочтение (за последние семь лет сербы трижды получали на ММКФ приз зрительских симпатий). Лучшим фильмом российских программ фестиваля стала дебютная лента Александра Галибина «Золотая рыбка». Не так давно я подробно рассказывала о ней в нашем журнале (см. http://narodnoe.org/publikacii/zolotaya-ribka-razdora). И чтобы не повторяться, скажу лишь главное: кино качественное и достойное, но слишком «правильное», без «изюминки». Возможно, из-за того, что продюсер Борис Токарев не позволил режиссёру воплотить все его творческие замыслы. За державу – обидноТеперь о тех конкурсных картинах, которые, на мой взгляд, определённо стоили потраченного на них времени. Изысканная лента корейского ражиссёра Ким Чжон Квана «Худшая из женщин» похожа на кинематографическую версию японского хайку. Актриса Ын Хи пытается сохранить отношения с двумя мужчинами, каждый из которых ей по-своему дорог. Но для этого ей приходится подстраиваться под их ожидания, придумывая себе соответствующие образы: вежливой пай-девочки или дерзкой женщины-вамп. Однако стоит ли игра свеч? Надёжно ли будущее, построенное на притворстве? Не лучше, не честнее ли оставаться всегда только самой собой? Встретив третьего мужчину – кстати, японского писателя, приехавшего в Сеул на презентацию своего романа, – Ын Хи, кажется, находит ответ на эти вопросы. Увы, ничего не досталось дебютной, но уже вполне зрелой картине «Голос вещей» режиссёра Ариэля Эскаланте из Коста-Рики. И вновь тема смерти… Клаудиа работает медсестрой – и потому сталкивается с ней чуть ли не ежедневно. Но как пережить смерть не чужого человека, а родственника? Причём, не «седьмая вода на киселе», а сестры? Причём, не просто смерть, а самоубийство? Чего не скажешь о ленте Николая Досталя «Монах и бес». Кино на обалденно интересную тему – искушение дьяволом – получилось вполне смотрибельным: с добротным сценарием (автор Юрий Арабов), хорошими актерскими работами (Тимофей Трибунцев, Борис Каморзин, Георгий Фетисов), актуальными намёками («А Сатана кто?» – «Очень эффективный руководитель») и свежими, моментально запоминающимися остротами («Не пьют – только на небеси. А на Руси... Кому ни поднеси!»). В общем, неплохая такая комедия-лубок. Что, кстати, по достоинству оценили зрители, которые поставили это кино на вторую строчку своих предпочтений. Ну, что поделать, любят у нас комедии… Смотрите это немедленно!И особенно обидно становится после того, как посмотришь внеконкурсные картины, представленные в особых программах ММКФ – «Специальные показы», «8 1/2 фильмов», «Фильмы, которых здесь не было», «Голландия плюс», «Секс, еда, культура, смерть»… Что стоит одно только эпическое полотно филиппинца Лава Диаса «Колыбельная печальной тайны». Фильм о борьбе жителей островов за освобождение от владычества Испании. История конца XIX века, множество персонажей, несколько сюжетных линий… А главное – хронометраж: 485 минут (то есть больше восьми часов)! По меньшей мере, выдающееся произведение. Автобиографическая картина Алехандро Ходоровски «Бесконечная поэзия» о юности, прошедшей в окружении будущих латиноамериканских классиков, стала причиной дикого столпотворения. Десятки зрители смотрели фильм стоя, ибо сидячих мест не было даже на полу. Чудом обошлось без необходимости вызова Скорой помощи. Которая, к слову, в дни фестиваля постоянно дежурит рядом с «Октябрём». Ну а «Капитан Фантастик» с Вигго Мортенсеном, «Гений» с Джудом Лоу и Колином Фёртом, «Королева» с Хелен Миррен, «Конец» с Жераром Депардье, «Сибирские зарисовки» Бена Ван Лисхаута, «Тони Эрдманн» Марен Адэ… Если вам не удалось увидеть эти картины во время фестиваля, сделайте это немедленно. Благо, некоторые из них уже идут или запланированы к прокату в российских кинотеатрах. Итак, конкурсная программа очередного, 38-го по счёту, Московского международного кинофестиваля оказалась ожидаемо слабой. Его организация, как всегда, оставила желать много лучшего. А награды предсказуемо не совпали с мнением большинства зрителей. Все были к этому готовы и получили то, на что рассчитывали. | ||
© 2015 – 2024. Издательский дом «Народное образование»
|