|
Издательство — Народное образование — Выпуск №1/2015
Болотова Е. Л. Консультации
Материал в открытом доступе
Ведение персонального учёта несовершеннолетних в возрасте от 0 до 18 лет. Получение серебряной медали. Обучение одновременно в колледже (СПО) и вечерней школе. О ведении уроков швейного дела. Квалификация в области педагогического образования. Право администрации школы применять санкции. Получение аттестата (общеобразовательная школа, коррекционный класс). Получение аттестатов особого образца после 9-го класса и медалей после 11-го. Приобретение методической литературы.
09.12.2015 Вероника Милославская "Дороги", которые мы выбираем
Скажи мне, что ты смотришь, и я скажу, в какой стране ты живёшь Актёры Максим Коновалов и Владимир Сычёв, продюсер Евгений Черных, актриса Анастасия Санина и режиссёр Андрей Гаврилов на предпремьерном показе в Москве.
Фото автора.
Фильм «Дороги», немало нашумевший в прошлом году в Красноярске и некоторых других российских городах, 10 декабря выходит в московский прокат. Незадолго до этого в столичном кинотеатре Mori-cinema прошёл предпремьерный показ картины.
По многим признакам это кино – настоящий феномен, наталкивающий на любопытные размышления и выводы. Причём, не столько о самом фильме, сколько о состоянии российского общества, отражением которого он безусловно является.
Что же это за признаки.
Во-первых, воистину оглушительный успех в регионах. Многочисленные свидетели говорят, что они давно не наблюдали такого ажиотажа по поводу фильма отечественного производства, что билеты на картину раскупались мгновенно и свободных мест в кинозалах не оставалось.
Московские прокатчики в принципе не любят связываться с российским кино. А тут к тому же фильм прошлого года выпуска. Но увидев, что творилось на нём в глубинке, решили рискнуть.
Во-вторых, полупрофессиональный состав создателей. Даже для режиссёра Андрея Гаврилова и продюсера Евгения Черных этот фильм – дебют в большом кино. Среди актёров же вообще большинство – люди совершенно сторонних профессий.
Поначалу это немного раздражает, но потом (и особенно когда в кадре появляются звёзды) бесхитростная игра любителей, как ни странно, начинает вызывать гораздо большее доверие, живую заинтересованность и даже искреннюю симпатию. Зрители видят в них таких же простых людей, как они сами, и потому не могут не сочувствовать.
В итоге презираемая многими критиками (и автор этого материала не исключение) самодеятельность в данном случае не только не вредит, но напротив – добавляет картине достоверности, делает её практически документальным кино.
Кстати, о звёздах. Следует пояснить, что авторы сняли две версии картины. Первая была показана на фестивале «Кинотавр-2014». Именно она и покорила зрителей российских регионов. В ней тоже были свои звёзды – люди, хорошо известные жителям Красноярска и области. Но для проката в Москве режиссёр сделал второй вариант картины, заменив в некоторых эпизодах самодеятельных исполнителей профессиональными и весьма узнаваемыми уже в масштабах всей страны актёрами. Так, в последней версии «Дорог» заняты, к примеру, Владимир Сычёв («Бумер», «Физрук», «ДМБ»), Максим Коновалов («Бумер», «Изображая жертву», «Штрафбат», «Убойная сила»), Марина Федункив («Реальные пацаны», «Comedy Woman»), Сергей Гореликов («Comedy club»).
Отдельно следует упомянуть крайне ограниченный бюджет картины. Прошлогодняя версия фильма снята исключительно на собственные средства авторов (три с половиной миллиона рублей). Почти все участники съёмочного процесса работали, по словам режиссёра, без гонораров. Для второго варианта картины продюсеру, конечно, пришлось расширить бюджет, но даже при этом он не вышел за рамки скромных 10 миллионов.
В-третьих, до боли знакомый, сказочный сюжет. Трое закадычных друзей – Руслан (Владимир Заболотский), Саня (Константин Авдеев) и Макс (Иван Шаповалов) – мечтают о красивой жизни и лёгких деньгах. Обстоятельства на некоторое время разводят их по разным дорогам (у первого это служба в ГИБДД, у второго – тюрьма, у третьего – армия). Встретившись вновь, они соединяют знания и опыт, приобретенные каждым в своей «школе жизни», в одну взрывоопасную смесь. Иного, чем преступление, способа разбогатеть они не видят и идут на него с завидной лёгкостью, не мучаясь ни страхом, ни совестью. Ребятам везёт, и деньги текут рекой. Войдя во вкус, один из них опускается всё ниже, доходя в итоге до крайней черты. Если бы не друзья, Руслан неминуемо погиб бы от передозировки. К счастью, они успевают вовремя. Но даже это не удерживает ребят от следующего преступления. Впрочем, украсть у вора в их понимании – не преступление. И им опять везёт. На сей раз их спасает совершённое когда-то в прошлом доброе дело (почти как с той щукой, отпущенной Иванушкой-дурачком обратно в прорубь) – сотрудник наркоконтроля из ложно понимаемой, на мой взгляд, благодарности совершает должностное преступление и отпускает парней вместе с награбленными миллионами.
Всё правильно и логично: одно преступление порождает другое. Их цепь нескончаема и неразрывна. Но тут происходит чудо. Каким-то непостижимым образом (здесь в сценарии обнаруживается явный провал) именно в этот момент ребята вдруг прозревают и осознают, что материальные блага – далеко не главное в жизни.
«Неважно, на чём ты ездишь. Важно, куда ты движешься, и кому с тобой по пути», – приходят они к единому мнению и решают не просто завязать с криминалом, но и подарить только что отжатые у барыг деньги… Кому? Правильно, детскому дому.
Ну а теперь о выводах и умозаключениях.
К первому нас подталкивает тот самый «чудесный» финал. По всему выходит, что авторы фильма твёрдо убеждены: российским детским домам больше не на что рассчитывать в нашей стране, кроме как на «сваливающиеся с неба» (подаренные раскаявшимися бандитами) грязные (добытые нечестным путём) деньги. Так что фантастический happy end на деле оказывается самым что ни на есть реалистическим и даже, можно сказать, обличительным.
Тем не менее, фильм «Дороги» – это всё же сказка. Сказка о том, что как бы далеко ты ни зашёл в противостоянии закону и каким бы последним «торчком» ты ни был, ты всегда сможешь остановиться и вернуться. Если захочешь. И если у тебя есть друзья.
Когда дети взрослеют, они постепенно перестают верить в сказки. Но наши люди в подавляющем большинстве по-прежнему (как и в «добрые», старые советские годы) не хотят расставаться с младенческим восприятием мира и подростковым (читай безответственным) отношением к жизни. Именно поэтому фильм «Дороги», на мой взгляд, представляет для молодёжи определённую опасность, так как укрепляет в слабых, склонных к зависимостям людях веру в «чудеса возвращения».
Предвижу возражение: «Картина же отнесена к категории 16+». Да, но этого мало. Не по возрасту – по глубине подачи. Нет, они не смогут остановиться! Стоит им только попробовать – и никто не поможет им вернуться! Ибо нет в нашей стране для этого ни условий, ни социальных институтов, ни даже достаточного осознания проблемы.
В картине несметное количество «цитат» из необыкновенно популярных в своё время «Бумера» и «Бригады». Думаете, зрители упрекают авторов во вторичности, подражательности? Ничуть! Им это нравится! Убеждена, тут срабатывает всё та же – детская – «радость узнавания». Но не только она. С момента выхода вышеупомянутых блокбастеров прошло почти 15 лет. Полагаете, они утратили актуальность? Судя по кинозалам «Дорог» – нет! Целое поколение успело появиться и подрасти, а криминальная драма о крутых пацанах и красивой беззаботной жизни, с дорогими автомобилями, элитными проститутками, наркотиками, разборками и судом «по понятиям» продолжает оставаться любимым жанром в России.
Для одних это кино – ностальгическое воспоминание, для других – несбыточная мечта, а для кого-то – и обыденная реальность. Кстати, немало зрителей после просмотра заявляют, что «фильм является слепком современной красноярской действительности», а в историях героев они видят «отражение судьбы своих друзей, соседей» и даже «копию себя».
Выходит, мы продолжаем жить в той же самой стране, почти не изменившейся со времён 90-х и 2000-х. И авторы яснее ясного дали нам это понять.
Что они имели ввиду, называя своё кино «Дороги»? «Понятно, что не только автомобильные и жизненные. Но и страшные дозы кокаина, ведущие человека в бездну», – справедливо подмечается в некоторых рецензиях. Однако, на мой взгляд, здесь есть ещё один намёк – не такой очевидный, но всё же ясно читаемый. На одну очень известную в нашей (и не только) стране фамилию.
|