22.08.2018

Вероника Милославская

Страшная месть Гоголю?

Светская премьера фильма «Гоголь. Страшная месть» прошла вчера в московском кинотеатре «Октябрь». Картину называют «заключительной частью трилогии». Но, похоже, тремя лентами проект не ограничится. В пользу этого предположения говорит странный, если не сказать эксцентричный, финал серии. Который, впрочем, пошёл далеко не на пользу всему сериалу.    

 

 
В фойе кинотеатра перед премьерой.
 






























Теперь я знаю, кто Чёрный Всадник. Но, разумеется, не скажу. Разве что намекну: всё в полном соответствии с классическими детективными канонами, согласно которым преступником всегда оказывается тот, кого вы меньше всего подозреваете.

Киносериал «Гоголь» снят режиссёром Егором Барановым, телеканалом «ТВ-3»  и продюсерской компанией «Среда». Первый фильм проекта — «Гоголь. Начало» — вышел летом 2017-го. Примерно через полгода, весной 2018-го, появилась вторая серия — «Гоголь. Вий». Третья — «Гоголь. Страшная месть» — выйдет в прокат 30 августа. Спустя какое-то время из трёх полнометражных фильмов сделают шесть часовых телесерий, которые будут показаны в эфире канала «ТВ-3».

В синопсисе указывается, что проект создан «по мотивам произведений Н. В. Гоголя из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”». Связь, бесспорно, прослеживается. Но далеко не буквальная. На самом деле, картина представляет собой детективный триллер.

1829 год. Влиятельный столичный сыщик Яков Гуро (Олег Меньшиков) и молодой судебный писарь Николай Гоголь (Александр Петров), страдающий непонятными припадками и способный общаться с сущностями из потустороннего мира, расследуют серию загадочных убийств девушек в Полтавской губернии около небольшого села Диканька. Одной из жертв может стать возлюбленная Гоголя Лиза (Таисия Вилкова). Чтобы её спасти, героям придётся побороть суеверия, пережить кошмарные события, столкнуться с колдовством и победить древнее проклятье.   

Впрочем, авторы сериала с самого начала не скрывали и даже наоборот, много раз предупреждали, что ждать от фильма биографической или литературной точности не стоит — картина представляет собой «хулиганский комикс» с Гоголем в заглавной роли. Сделано это было, по словам создателей, исключительно «ради молодёжи». Которая, по их мнению, только так и способна воспринимать классику.

«Почему мы рассказали эту историю именно так и не пытались погрузиться глубже? Потому что боялись отпугнуть молодёжь», — поясняет, например, актёр Евгений Стычкин. «Это всё для молодых людей. Им нужно вливание новых идей. И я считаю, что таких проектов должно быть больше», — добавляет Павел Деревянко

Уж не знаю, почему создатели сериала так плохо думают о современной молодёжи, но, возможно, в чём-то они оказались правы — первые два фильма вызвали у публики довольно большой интерес. В прокате они собрали примерно по восемь миллионов долларов каждый. А кроме того, немало всколыхнули читательскую активность: после их выхода продажи произведений Гоголя выросли на 40 процентов.

 

 
Съёмочная группа фильма на сцене кинотеатра.
 
















 


К сожалению, заключительная часть трилогии получилась слабее начальных. Во-первых, из-за очень «экономного» монтажа складывается ощущение, будто рассказчик ужасно боится, что аудитория заскучает, и потому изо всех сил старается удержать её внимание — торопится, суетится, как неуверенный в себе подросток.

Во-вторых, авторы сценария (Наташа Меркулова и Алексей Чупов) использовали самый лёгкий (и дешёвый) в исполнении, но наименее выигрышный приём: истину зритель раскрывает не сам (благодаря действию), а узнаёт из пояснений героев (устные рассказы которых периодически иллюстрируются той или иной сценой).

И третье — это финал. Мягко говоря, неожиданный. После всех разоблачений на экране вдруг появляются… Александр Сергеевич Пушкин (Павел Деревянко) и Михаил Юрьевич Лермонтов (Аскар Нигамедзянов). Какое отношение они имеют к сюжету, рассказывать опять же не стану. Но сообщу, что лично у меня ничего кроме раздражения это не вызвало. Лёгкой иронии, изящной шутки, увы, не получилось. Вместо неё вышла глупая и даже в чём-то грубая издёвка над зрителем. 

Смысл финальной сцены прост: зрителю намекнули, что он может надеяться на продолжение сериала. К этому же заключению подталкивает и официальная информация о сериале, в которой помимо трёх уже существующих картин упоминается ещё одна: «Гоголь. Заколдованное место». Указывается даже год её выхода — 2018. Впрочем, на прямой вопрос о возможности продолжения авторы проекта ответа никому не дают.

 

 
Интервью с Александром Петровым перед премьерой. Съёмки «ТВ-3» в фойе кинотеатра.
 


















Как видите, недостатков в работе авторского коллектива «Гоголя» немало. К счастью, все они достаточно мелкие, малозначительные и совершенно не портят впечатления ни от прекрасных актёрских работ Александра Петрова, Олега Меньшикова, Евгения Стычкина, Таисии Вилковой, Юлии Франц, ни от трудов замечательных художников — Елены Жуковой, Максима Сергеева, Виктории Игумновой, ни — и это главное — от сериала в целом. 

Основную же претензию некоторых критиков — относительно недопустимости спекуляций на имени великого писателя, «страшной мести» Гоголю — лично я совершенно не разделяю. Напротив, считаю эту идею (автор Александр Цекало) — сделать реального человека, талантливого и загадочного творца, выдающуюся и неординарную личность Николая Васильевича Гоголя персонажем фикшн-произведений (любых: литературных, кино-, теле-, даже комиксов) — во-первых, имеющей право на существование, во-вторых, весьма жизнеспособной и, в третьих, неимоверно, колоссально, адски продуктивной. Главное — чтобы произведения были качественными.

Так что посмотреть «Страшную месть», безусловно, стоит. По всем вышеуказанными причинам. И, наконец, вы же хотите узнать, кто Чёрный Всадник?


Фото автора.