17.09.2019

Кира Владимирова

Имеющий глаза да услышит…

В Москве 16 сентября 2019 года открылся Четвёртый фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку». В его афише – 43 спектакля 33-х российских коллективов. А также несколько культурно-просветительских проектов, адресованных, в том числе, детям и молодёжи. Фестиваль продлится по 11 ноября и станет самой масштабной панорамой жизни отечественных музыкальных театров.


 
 















Однажды Игорь Стравинский сказал Джорджу Баланчину: «Ваша хореография – это попытка увидеть музыку». Баланчин отшутился: «Скорее это ваша музыка – попытка услышать мой танец!» 

В 2012 году Пермский театр оперы и балета озаглавил свой вечер современных одноактных балетов этой фразой – «Видеть музыку». А вскоре Ассоциация музыкальных театров (АМТ) с разрешения автора постановки, главного балетмейстера Пермского балета, хореографа Алексея Мирошниченко, сделала это выражение, глубоко отражающее суть музыкального театра, названием своего фестиваля.


 
 















В день открытия Четвёртого фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку», 16 сентября, в Большом театре России состоялась пресс-конференция, на которой президент АМТ Георгий Исаакян сказал, что фестиваль станет самым представительным смотром отечественной музыкальной сцены. В этом году мероприятие приобрело огромный масштаб – на столичных сценах будет показано 43 спектакля из 33 российских театров, среди которых 12 московских, 4 – санкт-петербургских и 17 – региональных. «Это колоссальная палитра, глядя на которую мы можем понять, что происходит сегодня с российским музыкальным театром. Географическая разделённость территорий, на которых расположены театры, а бывает, что это несколько тысяч километров, требует «сшивать» их в единое культурное пространство, и фестиваль становится тем институтом, благодаря которому появляется единое поле современного российского музыкального театра», – подчеркнул Георгий Исаакян. 

Помимо основной афиши, в программе Четвёртого фестиваля «Видеть музыку» несколько офф-программ:

– «Диалоги об опере» – авторский проект Георгия Исаакяна, посвящённый месту и значению музыкального театра как института в современном обществе;

– «Детская программа» – 13 самых ярких детских музыкальных спектаклей, которые были поставлены в российских театрах за последние годы;

– «Студенческая программа» – впервые в Москве зрители и критики смогут в одно время увидеть показы тех, кто завтра будет определять лицо российского музыкального театра, – спектакли студентов мастерских Георгия Исаакяна, Дмитрия Бертмана, Лики Руллы и Александра Бармака — из РАТИ-ГИТИС, Александра Петрова — из РГИСИ и Казанской Консерватории им. Н. Жиганова;

– Научно-практическая конференция АМТ, которая состоится с 9 по 11 ноября на ведущих музыкальных площадках Москвы и будет посвящена теме взаимоотношения репертуарного государственного театра и власти;

– Творческая лаборатория молодых режиссёров музыкального театра, которая в этом году пройдёт под руководством художественного руководителя Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье», профессора РГИСИ Александра Петрова;

– Круглый стол на тему «Как ставить и что показывать на больших сценах для детей» 18 сентября в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац;

– а также мастер-классы, дискуссии и лекции на площадках Музея имени А. Бахрушина и ЦВЗ «Манеж».


 
 















В нынешнем году фестиваль «Видеть музыку» совпал с 15-летием АМТ. Это крупнейшее профессиональное сообщество было образовано в 2004 году и сразу же объединило множество театральных коллективов и мастеров профессионального искусства со всей России. Сегодня членами Ассоциации являются свыше 50 крупнейших музыкальных театров страны, включая ведущие оперные театры Москвы и Санкт-Петербурга, а также ряд театров стан СНГ и ближайшего зарубежья. 

Кроме того, нынешний фестиваль совпал с ещё одним значимым событием – Годом театра в России. «Благодаря этому, – как сказал Георгий Исаакян, – мы получили расширенную поддержку и со стороны Министерства культуры РФ, и со стороны Фонда президентских грантов. Это позволило нам собрать гигантскую панораму из спектаклей, которые в 90 процентах случаев никто из столичной критики и публики не видел. Это спектакли, которыми дорожат и гордятся сами театры. Ведь мы по-прежнему, как и три первые года жизни фестиваля, не нарушаем нами же созданный принцип: никакого отбора, никакого экспертного совета, полное доверие друг к другу. На фестиваль приезжают те спектакли, которые сами театры хотят показать в столице».

Нет на фестивале и жюри. Коллеги и зрители – вот главные судьи каждого спектакля. По окончании мероприятия вручается лишь одна премия – «Легенда». Её обладателями становятся те, кто посвятил жизнь музыке и сцене, кого уважают и любят и зрители, и критики, и профессионалы, и любители.


С программой фестиваля можно ознакомиться на сайте.


Фото Оргкомитета фестиваля и с сайта https://www.mariinsky.ru