Полный список журналов Список номеров за 2013 год

Журнал Народное образование 1994 – 2024

Архив номеров Поиск статьи Информация о журнале

купить журнал целиком за
200 руб
6/2013
 
Материал в открытом доступе
Поташник М. М.

Просмотров: 388 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Соколов Р. В.Соколова Н. В.

Просмотров: 487 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Божедонова З. Н.

Просмотров: 376 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Константинова А. Н.Антонова В. Д.

Просмотров: 340 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Горбунова О. В.Кузьминова Н. С.

Просмотров: 682 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Скороходова Н. И.

Просмотров: 488 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Комбаров Е. И.

Просмотров: 481 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Степанова М. И.Сазанюк З. И.

Просмотров: 328 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Артамонова Е. Г.

Просмотров: 393 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Фролов А. А.Аксёнов С. И.

Просмотров: 479 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Абанкина Т. В.

Просмотров: 397 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Климонтова Г. Н.

Просмотров: 383 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Ситникова Е. Ю.

Просмотров: 309 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Паршукова Г. Б.Комоликова С. С.

Просмотров: 337 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Болотова Е. Л.

Просмотров: 420 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Хмельков С. Б.

Просмотров: 5 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Власенко В. А.

Просмотров: 5 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Козачек О. В.

Просмотров: 5 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Вифлеемский А. Б.

Просмотров: 426 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Левитес Д. Г.

Просмотров: 455 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Зоткин А. О.

Просмотров: 399 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Боровик В. Г.

Просмотров: 483 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Рязанов В. А.

Просмотров: 389 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Цымбаленко С. Б.

Просмотров: 404 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Рахметов Р. Р.

Просмотров: 377 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Мандрикова Г. М.

Просмотров: 420 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Гимранов С. М.

Просмотров: 385 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Ярулов А. А.

Просмотров: 412 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Целищева Н. И.

Просмотров: 356 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Мошнина Р. Ш.Хиленко Т. П.

Просмотров: 360 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Малярчук Н. Н.

Просмотров: 417 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Поташник М. М.

Просмотров: 356 Есть аннотация
 
Материал в открытом доступе
Курбатов Р. И.

Просмотров: 330 Есть аннотация


07.07.2017

Вероника Милославская

ММКФ-2017: лавируя меж айсбергов  

 

Московский международный кинофестиваль – на мой взгляд, одно из самых противоречивых культурных событий России. С одной стороны – лучшие образцы «важнейшего из искусств». С другой – вызывающие оторопь политические заявления. На одной чаше весов – перлы, неизменно попадающиеся в его программах из года в год. На другой – реальность, в которой всё меньше кино и всё больше фестиваля.

 
 

















Парад дилетантов

Всё началось с того, что президент ММКФ Никита Михалков решил открыть 39-й кинофестиваль песней. В честь Дня памяти и скорби (а форум стартовал как раз 22 июня) композицию было задумано посвятить воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Пока всё логично. Но дальше…

Автором песни «Верните память» – заметьте, и стихов, и музыки – оказалась официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова. Не стану оценивать ни литературные достоинства, ни музыкальную ткань произведения. Остановлюсь лишь на одной детали. В интервью СМИ Мария Захарова пояснила, что посвятила композицию российским военным в Сирии, тем, кто погиб «за страну, за честь и своих».

«После трагедии с российским самолетом в Сирии, предательски сбитым в 2015 году, в душе что-то перевернулось. Трагедия стала общей и моей личной. Пришёл текст и мелодия», – рассказала Чрезвычайный и Полномочный Посланник II класса (прославившаяся, напомню, еще и выдающимися танцевальными данными). Кстати, эскиз зелёного платья с разрезом, в котором представитель МИДа появилась на церемонии открытия ММКФ, она нарисовала тоже сама.  

Судя по обилию нелестных отзывов в сети, далеко не мне одной хотелось понять, во-первых, причём тут Сирия? А во-вторых, в связи с чем профессиональный кинофестиваль, имеющий, между прочим, аккредитацию класса «А», стал пользоваться услугами самодеятельных авторов? Почему выбор пал именно на дипломата Марию Захарову? Случайность это или тенденция? И главное, как это отразится на репутации кинофестиваля?

Ответы на часть вопросов дала церемония закрытия, в ходе которой было исполнено… ещё одно произведение Марии Захаровой (причём, композиция «Я ищу тебя» вообще была её первым песенным опытом). А в беседе с журналистами Никита Михалков пояснил причины своей столь особой приязни к данному автору: «Это очень приятно, когда такой мощный боец, как Мария Захарова, пишет и о любви тоже».


  
Перед церемонией открытия 39-го ММКФ
 

















Немало удивления вызвали и сами церемонии открытия и закрытия. Большинство персонажей обеих красных дорожек фестиваля выглядели традиционно сногсшибательно. Дисциплинированно выстроившись в очередь, они, опять же традиционно, методично позировали фотографам, вставая на белые крестики на паласе и принимая отрепетированные позы. Но глядя на их парад в этом году, особенно сильно хотелось воскликнуть, кто все эти люди? Какое отношение они имеют к искусству кино? А главное – почему среди них всё меньше тех, кто действительно немало сделал для российского и мирового кинематографа?

«Что планируете посмотреть на нынешнем кинофестивале?», «За кого будете болеть?», «Какие картины вам больше всего понравились?», «Что скажете о выборе жюри?»… Увы, все попытки расспросить светских гостей об их планах или впечатлениях оказались тщетны. Девять из десяти респондентов отвечали перед показами, что «ещё не видели программы», а после – что «к сожалению, не успели посмотреть ни одной картины».

Фестиваль продолжался восемь дней. Фильмы показывали с девяти утра до двух часов ночи, в десятках залов на семи площадках Москвы. В 29 программах форума значилось 246 картин. При таких условиях «не успеть» чего-то посмотреть было трудно. Но… можно. Потому что правила аккредитации гостей и журналистов, а также система допуска желающих на просмотры в этом году были почему-то значительно строже, чем обычно. 

Возможно, причина в том, что оргкомитет устал от многолетней критики этой части своей работы  и решил, наконец, навести в ней порядок. Вообще – похвально, но в частности – всё опять получилось «как всегда», то есть даже хуже, чем было. Может, и тут не обошлось без любителей?   

  
В фойе театра «Россия» в ходе церемонии открытия 39-го ММКФ
 

















Импортозамещение

Можно ли по девяти просмотренным картинам (именно столько «успела» увидеть автор этого обзора) сделать выводы о кинофестивале в целом? Полагаю, всё же да. Тем более, что семь из них были представлены в основной конкурсной программе.

Кстати, столько же – девять фильмов – смог посмотреть и Никита Михалков. И похоже, увиденное его не слишком обрадовало. Президент ММКФ не спорит с теми, кто считает основной конкурс слабым. Он ищет этому объяснение. По его мнению, низкий уровень участников обусловлен отчасти статусом конкурса (на фестивали класса «А» допускаются только те фильмы, которые ни разу нигде не демонстрировались), отчасти санкциями и импортозамещением в кино.

Вот что он говорит относительно статуса: «Вот я был на фестивале в Пекине, смотрю картины – одна лучше другой. А оказывается, они раньше уже были где-то показаны».

А теперь цитата про санкции. Трудности с программой, по мнению президента ММКФ, начались три года назад: «Многие стали бояться – вот с Крымом решите, тогда и посмотрим. Был страх и у нас. К счастью, это прошло. Мы увидели каких-то своих звёзд».

На брифинге перед открытием форума в ответ на вопрос, почему на ММКФ в последнее время практически нет зарубежных звёзд, Никита Михалков сказал: «Некоторые мои товарищи – прекрасные актёры, режиссёры – элегантно сообщают, что заняты, другие откровенно говорят, что начинают сниматься и у них могут возникнуть проблемы. Я могу это понять. Накладывают отпечаток неприятные ощущения нахождения в той зоне, куда не рискуют приезжать твои коллеги, так как политика занимает всё больше места».

«Всегда возражала критикам, которые утверждали, что уровень фильмов ММКФ с каждым годом снижается. И ведь находила аргументы. И переубеждала. В этот раз мне нечего им возразить. Могу лишь предположить, в чём причина. Бойкот. Всё меньше тех, кто шлёт нам своё кино. Всё больше тех, кто не хочет иметь с нами ничего общего», – извините за самоцитирование, но уж очень это высказывание «рифмуется» с предыдущими, хотя сделано было относительно ММКФ 2015 года. Тенденция с тех пор, увы, не изменилась.


В этом году из 13 картин основного конкурса уже три фильма были российского производства: «Карп отмороженный» Владимира Котта, «Купи меня» Вадима Перельмана и «Мешок без дна» Рустама Хамдамова. По мнению большинства экспертов, ни один из них нельзя назвать «звёздным».   

  
На пресс-конференции по фильму «Карп отмороженный»
 

















Много надежд возлагалось на «Карпа». Базировались они на трогательном, типично российском сюжете (возвращение успешного, но «замороженного» блудного сына к пожилой матери в глухую, но родную провинцию) и сильном актёрском составе (Евгений Миронов, Марина Неёлова, Алиса Фрейндлих). Однако в целом картина, на мой взгляд, совершенно не удалась. Одноимённая повесть Андрея Таратухина прекрасно смотрелась бы в формате фильма-притчи, но режиссёр выбрал иной жанр, более привычный российской публике, – мелодраму. В итоге «Карп отмороженный» – ожидаемо – получил приз зрительских симпатий и ни одной профессиональной награды.

 

Ещё больше прочили картине Рустама Хамдамова, снятой по мотивам новеллы Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Действие фильма «Мешок без дна» разворачивается во время правления императора Александра II. Фрейлина княжеского дворца  рассказывает князю сказку, которая происходит в XIII веке и повествует о мистическом убийстве Царевича в лесу. Судя по отзывам киноведов (лично мне посмотреть фильм не удалось), достоинств у ленты немало, и награда – специальный «Серебряный Георгий» – вполне заслужена.


  
Представление фильма «Купи меня»
 

















Главная героиня третьей российской картины «Купи меня» Катя – студентка филфака, достаточно обеспеченная и хорошо воспитанная. Получив университетский грант на поездку в Париж для изучения музейных архивов, она, однако, предпочитает вместо этого отправиться в Арабские Эмираты, чтобы «стать моделью». Наивная и чистая девушка совершенно не догадывается (да-да, таков замысел авторов фильма), что на самом деле там ей придётся заниматься проституцией. Однако даже когда реальность открывается, Катя вовсе не бежит от неё со всех ног, а с восторгом продолжает погружаться в пучину.

В картине – масса и других сюжетных натяжек. Но, несмотря на это, художественно и особенно психологически она, как ни странно, показалась мне вполне убедительной. К сожалению, у жюри сложилось иное мнение, и оно не присудило ей ни одной награды.

Избранное

Жюри основного конкурса возглавлял иранский режиссёр Реза Миркарими. В его состав входили итальянская актриса Орнелла Мути, финский режиссёр и продюсер Йорн Йохан Доннер, каталонский режиссёр и сценарист Альберт Серра, российский кинодраматург, актёр и режиссёр Александр Адабашьян и советник по вопросам финансирования кино в Фонде поддержки кинематографа Берлина и земли Бранденбург Бриггита Мантей.

  
Некоторые из членов жюри 39-го ММКФ
 

















Главный приз – «Золотого Георгия» – они отдали картине «Хохлатый ибис» (режиссёр Лян Цяо), посвящённой экологическим проблемам в Китае.

Лучшей режиссёрской работой признана турецкая лента «Жёлтая жара» (режиссёр Фикрет Рейхан) о жизни нелегальных мигрантов. 


  
Кадр из фильма «Обычный человек»
 















«Серебряный Георгий» за лучшее исполнение мужской роли отошёл актёру Сон Хёнчу. Фильм «Обычный человек» (Республика Корея) – действительно великолепная работа о том, как «обычный человек», маленький винтик в системе – майор полиции Сончин – приходит к пониманию своей личной ответственности за преступления тоталитарного режима. А главное – к осознанию собственной (а также других таких же «винтиков») роли в свержении тоталитаризма.

 

Актриса Верена Альтенбергер («Лучший из миров», Германия, Австрия) получила приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение женской роли. На мой взгляд, не просто заслуженно – лично я вообще отдала бы этой картине золото. История героиновой наркоманки Хельги, которая ради сына находит в себе силы «слезть с иглы». Она же – история семилетнего Адриана, который не знает, что живёт в настоящем кошмаре (хотя подсознание регулярно пытается намекнуть ему на это через сны) и по-своему адаптируется к нему. 

  
Кадр из фильма «Лучший из миров»
 













Обе сюжетные линии выписаны филигранно. Портреты героев безупречны. Подробности быта восхищают документальностью. Но главное потрясение происходит в финале. Из титров зритель узнаёт, что история основана на реальных событиях, видит фотографии прототипов (очень похожие на героев фильма) и понимает, что перед ним – исповедь того самого семилетнего малыша, который, благодаря истинной любви и внутренней свободе матери, смог не только выжить, но и воплотить в жизнь детские мечты.


  
Представление фильма «Апрельский сон длиной в три года»
 

















Международная ассоциация кинопрессы (ФИПРЕССИ), как правило, вручает награды самым изысканным, с кинематографической точки зрения, картинам. Так было и в этом году. «Апрельский сон длиной в три года» (режиссёр Рютаро Накагава, Япония) – история о том, как бывшая учительница Хацуми, потерявшая три года назад любимого человека, наконец, переживает утрату и возвращается к жизни. Практически бессюжетная, тягучая, местами уходящая далеко в сторону, а местами просто непонятная, но пленительно тонкая, поэтично красивая и по-японски совершенная. 

Приз «Серебряный Георгий» за лучший фильм документального конкурса присуждён «Опере» (режиссёр Жан-Стефан Брон, Франция, Швейцария) о жестоких закулисных страстях. 

Лучшей короткометражной картиной стала «Скорая помощь» (режиссёр Себастиан Торнгрен Вартин, Норвегия) о конфликте между норвежскими врачами и румынскими эмигрантами.

Итальянцы Франко Неро и Микеле Плачидо получили призы «За вклад в мировой кинематограф» и «За покорение вершин актёрского мастерства и верность принципам школы К. С. Станиславского» соответственно.


  
Фрагмент афиши фильма «Free to rock»
 

















Free-дом

Одним из лучших фильмов ММКФ-2017, по моему глубокому убеждению, была документальная картина «Free to rock» (режиссёр Джим Браун, США) о том, как в США видят и понимают историю советского рока и его роль в развитии нашего общества. Своё мнение об этом высказывают в ленте выдающиеся политические деятели эпохи (Михаил Горбачёв, президент Картер, заместитель генерального секретаря НАТО Вершбоу), известные дипломаты, историки и журналисты, а также, разумеется, музыканты. Героями фильма стали Элвис Пресли, Beatles, Билли Джоэл, Metallica, Scorpions, Beach Boys, Элтон Джон, Брюс Спрингстин, Стас Намин. Андрей Макаревич, Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков.

Двое из продюсеров фильма – Ник Бинкли и Стас Намин – присутствовали в зале в день его показа и отвечали на вопросы зрителей. А по окончании в знаменитом рок- клубе «Ритм-Блюз Кафе» состоялся живой концерт с участием многих рок-гуру современности.      

  
Афтерпати фильма «Free to rock»
 

















Взглянуть на себя со стороны – всегда интересно. И полезно. Особенно если этот взгляд – заинтересованный и доброжелательный. Но вообще-то кино – о стремлении к свободе. Всепобеждающем. И включение его в программу фестиваля, с учётом господствующей сегодня системы представлений, выглядело неожиданно и определённо сделало честь организаторам. 

Как и показ другого документального фильма – «Бабочки» (режиссёр Дмитрий Кубасов, Россия), выходящего далеко за рамки официально принятой в России морали и повествующего о жизни московского гея.

А также приглашение на фестиваль в качестве представляющего такого известного оппозиционера, как Дмитрий Быков. На ММКФ он предварял показ картины Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» из программы восстановленных фильмов.

Но самое главное – это полное отсутствие в программе ММКФ (причём на протяжении многих последних лет) явно реакционных, консервативных и тупо пропагандистских картин.

Всё это вместе даёт смутную надежду на то, что истинные предпочтения и цели организаторов ММКФ лежат именно в области прав и свобод человека и гражданина – личных, политических, социальных, культурных. А всё остальное (выбор некоторых гостей, какие-то протокольные события или некие громкие высказывания), что идёт вразрез с этими фундаментальными понятиями, – лишь дань сиюминутным прихотям тех, от кого в нашей стране по-прежнему многое зависит, и неизбежные издержки вынужденного лавирования меж айбергов.


Фото автора. Кадры из фильмов – с сайта ММКФ.