Полный список журналов Список номеров за 2015 год Журнал Народное образование 1994 – 2024Архив номеров Поиск статьи Информация о журнале купить журнал целиком за
200 руб
5/2015
27.10.2017 Кира Владимирова Бонсай: путь к бессмертию и другие символыКрупнейшая в России выставка «Искусство бонсай» проходит в Москве при официальной поддержке Посольства Японии в РФ. Экспозиция в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» будет открыта до 28 января 2018 года. — Они страдают? — спросила я участников вернисажа, организованного накануне дня официального открытия выставки в формате камерной бонсай-вечеринки. — Конечно, нет. У растений нет нервных окончаний, — уверенно ответил учёный-материалист, директор Ботанического сада Алексей Ретеюм. — Конечно, да. Стрессуют. А что поделать? Красота требует жертв, — возразил коллекционер-практик, владелец выставленных в Саду экспонатов и вообще самого большого в стране частного собрания бонсай Валерий Пител. Очень хочется думать, что прав учёный, и, затягивая растения в проволочные каркасы, ограничивая их в земле и воде, нещадно обрезая «лишние» побеги, мы никому (или точнее ничему?) не причиняем боли. Но, увы… Лично мне кажется, что в процессе выращивания бонсай всё же присутствует элемент если не жестокости, то принуждения, подавления, несвободы — определённо. Впрочем, это — лишь поверхностное суждение среднестатистического европейца. Последователи даосизма, которые собственно и привезли в Японию в Средние века методику создания бонсай, вкладывали в неё гораздо более глубокий смысл. Для японцев же выращивание миниатюрных деревьев стало со временем не только настоящим искусством, но и национальной философией. — Если вы думаете, что, выйдя на пенсию, займётесь выращиванием бонсай и оставите внукам чудесные образцы, вынужден вас огорчить: вы опоздали, — сказал в ходе вернисажа заведующий информационным отделом Посольства Японии в РФ Тосио Ямамото. — Чтобы сформировался настоящий шедевр, над ним должны трудиться несколько поколений членов вашей семьи. Именно поэтому бонсай считается символом традиционности и преемственности. И именно поэтому искусство бонсай стало так популярно в Японии, ведь уважение традиций и семейная преемственность являются в нашей стране одними из основных ценностей. О том, как возникло искусство бонсай, рассказывается в одной древней даосской легенде. Жил в Китае в начале нашей эры император. И повелел он создать в своем саду миниатюрную копию империи, чтобы в любой момент он мог охватить её одним взглядом и во всей полноте ощутить, каким богатством владеет. Для этого макета садовники и вывели крошечные деревья, чтобы они играли роль настоящих. Здесь надо пояснить, что, согласно учению дао, энергетику окружающих объектов можно обратить в свою пользу. Для этого необходимо произвести с объектом (или его копией) определённые манипуляции. Эффект будет тем сильнее, чем больше копия похожа на оригинал. Деревья, по дао, — живые существа, мощные, стойкие, живущие столетиями. И с помощью бонсай можно обрести их энергию и долголетие. Кроме того, в каждом маленьком деревце воплощаются все три периода жизни, которые проходит каждое живое существо: прелесть и свежесть юности, красота зрелости, мудрость старости. Иными словами, бонсай, согласно учению Конфуция, символизирует течение жизненного цикла, поняв который, можно найти путь к бессмертию. А теперь о том же, но языком науки. Бонсай (яп. 盆栽 — «выращенное в подносе») — японское искусство выращивания миниатюрных деревьев в небольших контейнерах. Особо ценятся деревья, своим видом и пропорциями похожие на большие старые деревья. Рост растений регулируется за счёт небольшой корневой системы, обрезки и других специальных приёмов. Зачатки искусства бонсай возникли в Китае в эпоху династии Тан (VII—X вв.), и в это же время первые бонсай стали привозиться из Китая в Японию дипломатическими миссиями и буддистскими монахами. Расцвет искусства бонсай в Японии пришёлся на XIX век. В это время окончательно сформировались сложные техники выращивания и формирования миниатюрных деревьев и возникло множество стилей. Первый конкурс бонсай как отдельного вида искусства был проведён в Токио в 1892 году. Однако первая большая выставка бонсай прошла в японской столице лишь в 1927 году. В Европе и Северной Америке бонсай увидели в конце XIX века. В 1878 году на Всемирной выставке в Париже привезенные из Японии деревья привели посетителей в полный восторг. Бонсай — удовольствие весьма дорогое. К примеру, стоимость одного из известных в коллекционном мире деревьев бонсай возрастом 300 лет превышает 1 миллион 300 тысяч долларов. А ведь существуют деревья возрастом 500 и даже 800 лет. Так что это ещё и неплохая инвестиция. В России, согласно информации, найденной сотрудниками «Аптекарского огорода», первые бонсай появились именно в Ботаническом саду МГУ и не позднее рубежа XIX—XX веков. Ранее считалось, что это произошло в СССР лишь в 1976 году. Первая выставка бонсай «Мир в глиняной плошке» прошла в «Аптекарском огороде» осенью и зимой 2015 года. Она удостоилась Золотого диплома в номинации «Лучший объект средового дизайна» VI Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре — самой престижной в стране. На нынешней выставке в «Аптекарском огороде» представлено более 60 хвойных, листопадных, вечнозелёных и красивоцветущих растений, сформированных в разнообразных стилях. Возраст деревьев — от 12 до 100 лет. Среди экспонатов — редчайшие экземпляры, представляющие огромную коллекционную ценность. В том числе — поразительные по своей красоте японские сливы, буки, дланевидные клёны, гинкго, ели, тсуги, сосны и уникальные композиции на камне из можжевельника китайского. Многие из них сформированы Валерием Пителом из японского материала, но большинство — привезены из Японии в своей законченной форме. В рамках выставки запланированы тематические лекции, авторские мастер-классы по выращиванию и формированию бонсай, а также поэтический конкурс классических японских трёхстиший хайку на тему бонсай. Как известно, следующий, 2018-й, объявлен годом российско-японского гуманитарного обмена — Годом Японии в России и, соответственно, России в Японии. Так что выставка «Искусство бонсай», которая будет открыта до 28 января, станет фактически первой ласточкой (или точнее ростком?) обширной, годовой, программы расширения двусторонних связей и развития российско-японских отношений. Фото автора. | ||
© 2015 – 2024. Издательский дом «Народное образование»
|