Издательство — Народное образование — Выпуск №5/2019 Аналогия как мышление и метод в педагогическом исследовании. Коммуникации и метафоры. Аналогия в трудах классиков философии. Прикладное значение аналогии в педагогике. Ключевые слова: аналогия, мышление, метафора, педагогическая деятельность, формы речи Аналогия с незапамятных времён считалась чем-то несерьёзным в науке, известен и давний афоризм: аналогия не доказательство. Так считали и в судебной практике, строящейся на аристотелевой логике, и в науке, бывшей не чуждой той же логике. Положение изменилось с наступлением периода Просвещения, с появления людей, несущих новые формы мышления, иные обычаи, новое отношение к миру. Однако по сей день сохраняется глубокое почтение к таким древним аналогиям как подобие земного и небесного («что на небе, то и на земле» — тезис астрологии) и сходство бога и человека («сходство по образу и подобию» — в христианстве). Analogies As A Means Pedagogical Sientific Researches George L. Ilyin, Professor of Moscow pedagogical University, doctor of pedagogical Sciences, Moscow Abstract. Analogy as thinking and method in pedagogical research. Communication and metaphors. An analogy in the writings of the classics of philosophy. Applied value of analogy in pedagogy. Keywords: analogy, thinking, metaphor, pedagogical activity, forms of speech. Метафорический характер современного социального мышления Метафорическое мышление — одна из ипостасей аналогового мышления наряду с магическим и мантическим (гадательным). Термин «метафорическое мышление» более привычен, чем «аналоговое», и в бытовом, и в научном обиходе. Поэтому мы будем говорить о метафоре и, соответственно, о метафорическом мышлении как выражении аналогового мышления. Говоря об аналогии как о характерной особенности современного мышления, мы будем иметь в виду не столько литературные тропы (метафоры, сравнения, синекдохи, аллегории, гиперболы, литоты), сколько более широкое её значение и понимание (аналогия в биологии, истории, праве, экономике, политике, технике, в аналоговых вычислительных машинах и пр.). В таком понимании аналогия выступает как основное понятие, как категория не только современного мышления. При аналоговом мышлении два разных предмета рассматриваются под одним углом зрения, при этом логика одного переносится на другой в качестве модели; возникающая при этом двузначность, двусмысленность понятий определяется различием двух предметов мышления. Метафора (от греч. μ — перенос) — средство, позволяющее соединять вещи разнородные и даже противоположные, «несовместные» (высокое и низкое, прекрасное и безобразное, нелепое и бессмысленное, истинное и ложное, значительное и ничтожное). Известное признание «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда» — свидетельство работы метафоры: превращения описания «мусорной» действительности в поэтическое произведение. Метафора — способ определения того, что не может быть выражено непосредственно. А поскольку мысли не могут выражаться непосредственно, то всякое определение замысла, идеи и понятия посредством языка является метафорическим, «само слово есть уже в известном смысле метафора». Язык метафоричен по сути. Но метафорой слово является по происхождению, об этом часто не подозревают, поскольку используют слова в сложившейся знаковой системе. Метафора является основой, объединяющей различные сферы и стороны бытия, различные явления, вещи и события. Её следует назвать всеобщим посредником, средством, приёмом, инструментом, механизмом порождения нового, средством, используемым в самых различных областях жизнедеятельности общества, — в политике, экономике, инженерной деятельности, художественном творчестве; метафора (как сближение вещей и понятий по сходству) действительно обнаруживает свой всеобщий характер. Но средство, инструмент требуют искусного использования: мало просто уметь соединять понятия, важно уметь соединять их не только осмысленным и существенным, но и удивительным образом. В таком понимании метафорическое мышление является подлинным искусством. | ||
© 2015 – 2024. Издательский дом «Народное образование»
|