09.06.2024 Вероника Маанди Слава Цукербергу, ты пришёл! «О дивный новый мир»: красиво — до ужаса, смешно — до слёзЗачем театр «Модерн» вновь стал активно рекламировать свой ОЧЕНЬ старый спектакль? Опять приглашать на него прессу? Тратить на это деньги и время? Не лучше ли было бы продвигать другие, куда более свежие, эффектные и актуальные постановки? Или в нём есть нечто, на что, по мнению авторов спектакля, зрителю следовало бы взглянуть ещё раз? Под новым углом зрения?
Сцена из спектакля
Итак, почему опять? Официальный повод — год 130-летия классика английской литературы XX века Олдоса Хаксли, автора знаменитого сатирического романа-антиутопии «Brave New World», по которому драматург Елена Исаева создала свою инсценировку. Но это пока ничего не объясняет. Спектакль «О дивный новый мир», созданный Юрием Грымовым аж в 2017 году (семь лет назад!), — первая официальная постановка этого романа в России. И первая работа режиссёра в качестве художественного руководителя театра «Модерн». Но и от этой информации толку пока никакого. Обратимся к содержанию. «О дивный новый мир» — история об идеальном обществе будущего, где все абсолютно счастливы. Люди не знают болезней, старости, забот и печалей, их жизнь состоит из одних удовольствий. Никаких глубоких переживаний и привязанностей. Ни любви — ибо каждый во всех смыслах (включая или, точнее, прежде всего в смысле секса) принадлежит всем. Ни материнских, отцовских или сыновних чувств — ибо дети рождаются из пробирок. Ни даже стремления к свободе самореализации, карьерному росту или более высокому социальному положению — ибо и профессия, и статус каждого будущего члена общества технически закладываются в него уже на этапе эмбриона. Всё это, а также наука, искусство и прочие вредные философствования принесены в жертву двум главным ценностям этого «дивного нового мира» — наслаждению и стабильности.
Линда (заслуженная артистка РСФСР Анна Каменкова)
Вот таким — бездушным и механистичным, одним словом, неживым, по мнению писателя-фантаста Олдоса Хаксли, суждено стать человечеству, если люди и дальше будут «молиться» на… технологии и Генри Форда. Да-да, именно этого — захвата власти технократами — больше всего опасались интеллектуалы в начале XX века. В XXI веке, в спектакле Юрия Грымова, роль главного жупела (и нового бога) отдана другому «злодею» — Марку Цукербергу и его детищу — социальной сети Facebook*. Но итог их тлетворного влияния на общество — всё тот же, если не хуже: никаких подлинных чувств, никаких переживаний, всё идеально и всё напоказ.
Дикарь (Александр Толмачев)
А если и появляется в нашем «дивном новом мире» человек, который не желает жить по таким правилам, то имя ему одно — Дикарь (Александр Толмачев). Он хочет, чтобы всё было по-настоящему: и любовь, и страдания, и удовольствие, и душевная боль.
Главноуправитель Монд (заслуженный артист России Игорь Яцко)
Но Главноуправитель Монд (заслуженный артист России Игорь Яцко) не может этого допустить, ведь тогда Дикарь фактически получит свободу (свободу чувствовать и жить по своим правилам). Что представляет реальную угрозу для главного завоевания нового общества — стабильности. Кто выйдет победителем из этого противостояния? Что выберет Дикарь: выжить, но стать неживым при жизни, или умереть, но... умереть живым? И какова вообще судьба «дикарей» — иных, непохожих на остальных, людей — в нашем «дивном новом мире»? Для Юрия Грымова ответ очевиден. И лично я с ним, пожалуй, соглашусь. Во всём, кроме одного — первопричины, на которую указывает режиссёр.
Сцена из спектакля
Социальные сети? И всё ЭТО — из-за них? Серьёзно?.. Мне кажется, даже в 2017-м никто взаправду так не считал. Сейчас же это звучит и вовсе комично — примерно, как предостережения Олдоса Хаксли относительно Генри Форда. Впрочем, от души посмеяться над данной «проблематикой» я не успела. Поскольку сразу после спектакля на память пришли строки романса из фильма «Дни Турбиных» по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия». Строки эти, написанные поэтом Михаилом Матусовским, и так-то не слишком радостные. А после того, как я их слегка перефразировала, стали и вовсе печальными. Вот они: «Боже, какими мы были наивными! Как же мы — счастливы! — были. ТОГДА».
Фото автора и пресс-службы театра Источник (с бОльшим количеством фото): канал Raut Route
P. S. Похоже, это уже тенденция — искать новый ракурс и свежие смыслы, вглядываясь в старое, давно прошедшее и как будто хорошо известное. Подобную попытку недавно предприняли и в Кинешемском театре, поставив пьесу А. Н. Островского «Козьма Захарьич Минин-Сухорук». Насколько удачной оказалась эта попытка, читайте в статье «Никогда такого не было, и вот опять».
* Принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ.
|