03.11.2023

Вероника Милославская

ПоПУТЬчики: в московском Музее МХАТ работает выставка «Театр жизни. А. Н. Островский» 

На которой можно узнать, зачем деятели Московского художественного театра закупали горы новой одежды перед встречей со зрителями. Что из этого вышло. И как жила Катерина из «Грозы» до замужества.


 
 






































«Путешествие — гигиеническая мера, которую надо предпринимать время от времени», — говорится в одной замечательной пьесе (о которой, кстати, я рассказывала в статье «Увидеть Венецию и… улететь»). Многие, включая естественно меня, разделяют эту точку зрения. А у людей творческих профессий после путешествий, как правило, случается ещё и взлёт художественной активности.

Так произошло и с двумя выдающимися деятелями России, чьи путешествия НЕ СОВПАЛИ ни по времени, ни по маршруту. Но волею судьбы СОЕДИНИЛИСЬ впоследствии в прекрасных спектаклях, вошедших в сокровищницу русского театрального искусства.


 
 






















Первым своё путешествие совершил Александр Николаевич Островский. В 1856 году он отправился в поездку по Волге от Твери до Нижнего Новгорода. Целью его было изучение жизни и быта приволжских сёл и городов для написания очерка, заказанного Морским министерством. Однако результатом полученных впечатлений стали ещё и художественные произведения — пьесы «Гроза» и «Воевода» («Сон на Волге»).

Вторым — в 1900 году — в свою экспедицию на русский Север отправился художник МХТ Виктор Андреевич Симов. В театре решили поставить спектакль «Снегурочка» по произведению Островского, и Симову очень нужны были свежие идеи для сценографического решения постановки.

Как раз в это время МХТ совершает «культурный переворот» в области театрального искусства. И провозглашает главным и основополагающим в нём принцип подлинности. Исходя из него, от актёров отныне требуется соответствие подлинным психологическим мотивам поступков героев. А от художников — поиск аутентичных материалов и создание костюмов и декораций, максимально совпадающих с реальными.


 
 






































В поездке по Северу Симову, по его собственным словам, «пришла в голову счастливая мысль накупить новых шапок и обмениваться. В наших руках оказалось много шапок. Вот тут-то и пошла ловля. Подходили сами, спрашивали: “Сколько стоит? Продаёшь?”. Каково же было удивление, когда спрашивающему предлагали поменяться — и он уходил в новой шапке, всё обёртывался и лукаво улыбался».

Убедившись, что схема работает, Симов с командой решили опробовать её с рубахами, сарафанами, украшениями. Перед очередной встречей с местными жителями они покупали в магазине охапку новой одежды и отдавали её взамен той, в которой люди к ним приходили.

«В Вологде, конечном пункте наших поисков, наблюдений, мы повторили наш манёвр с шапками, только применив это уже к целым костюмам, бросившимся в глаза своим тоном и оригинальностью», — писал Виктор Андреевич в своих «Воспоминаниях об экспедиции по Северу».


 
 


















В итоге в постановке была использована настоящая, привезённая из экспедиции одежда, дополнительно украшенная художниками МХТ. А также некоторые подлинные предметы быта. При создании декораций Симов тоже во многом опирался на зарисовки, сделанные им на Севере. Неудивительно, что спектакль так поразил современников.

На выставке можно увидеть кое-что из перечисленного: эскизы и макеты, записные книжки с набросками и заметками Симова, режиссёрские экспликации с подробным описанием материального мира спектакля «Снегурочка». А также те самые костюмы из спектакля 1900 года (на фото ниже).


  
  






















«Гроза» — ещё одна пьеса А. Н. Островского, о которой рассказывают экспонаты выставки. Как город Торжок на берегу Тверцы превратился в город Калинов, где разворачивается действие «Грозы». И как новоторы — а именно так называют себя жители Торжка — стали персонажами пьесы.

«Недолго нужно жить в Торжке, чтобы заметить в обычаях и костюме его жителей некоторую разницу против обитателей других городов.

Девушки пользуются совершенной свободой; вечером на городском бульваре и по улицам гуляют одни или в сопровождении молодых людей, сидят с ними на лавочках у ворот, и не редкость встретить пару, которая сидит, обнявшись, и ведёт сладкие разговоры, не глядя ни на кого.

Почти у каждой девушки есть свой кавалер, который называется предметом. Этот предмет впоследствии времени делается большею частью мужем девушки», — писал Островский в своём очерке «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода».


 
 




































И насколько же разительный контраст этой свободе составляла тогда жизнь женщины после замужества!.. На эту особенность обратил внимание драматург в ходе своей поездки. Сделав её канвой для раскрытия основного конфликта пьесы — столкновения авторитаризма и свободы, консерватизма и прогресса, старых социально-бытовых принципов и новых, гуманистических идей о равноправии, независимости и ценности человеческой личности.

Выставка — совместный проект Музея МХАТ (Москва) и Всероссийского историко-этнографического музея (Торжок). Она была подготовлена к юбилею А. Н. Островского — 12 апреля исполнилось 200 лет со дня рождения драматурга. И до конца сентября экспонировалась в Торжке.

Теперь её (к сожалению, из-за разницы в размерах выставочных площадей, лишь частично) можно увидеть в Москве, в Доме-музее К.С. Станиславского (Леонтьевский пер., д. 6, стр. 1). Но только до 26 ноября.


Фото автора

Источник (с бОльшим количеством фото): канал Raut Route 


P. S. Как (вы)жить в условиях неволи, деспотизма и произвола? Катерина из «Грозы» не справилась, не смогла вынести подобного существования. А вот многие советские люди приспособились. Некоторые — благодаря «Месту персональной свободы».