13.05.2023

Вероника Милославская

Грузинская храмовая живопись в Москве

«Сакральное искусство — это пропуск в бессмертие», — говорил реставратор икон и фресок Адольф Овчинников. Наверное. Но для кого? Для мастера, создавшего образ? Для копииста, сохранившего его для будущих поколений? Или для зрителя, смотрящего на их работы?


 
 






















Поразмышлять об этом можно на выставке древней храмовой живописи Грузии в копиях Адольфа Овчинникова «Христос посреди нас — и есть, и будет», открывшейся вчера, 12 мая, в московском Доме народов России (Особняке Морозовых).


 
 






































Выдающийся художник Адольф Николаевич Овчинников (1931—2021) за 60 лет работы создал тысячи рисунков и копий древнерусской и поствизантийской живописи. В том числе фресок древних пещерных храмов монастыря Саберееби, церкви Святого Георгия в Ачи и других духовных центров Грузии. Полноразмерные копии-реконструкции храмовых росписей VIII—XIII веков были выполнены учёным в технике, наиболее приближенной к оригиналу, что позволяет представить монументальные памятники в их первоначальном виде.

Уникальность наследия Овчинникова ещё и в том, что значительная часть древней фресковой живописи, запечатлённой им, не сохранилась или сильно повреждена.

Порой в процессе работы Овчинников совершал настоящие открытия. Однажды в Грузии он копировал огромный храм в Бетании…

«На большой высоте, метров двадцать от пола, на откосах окон остались фрагменты живописи с изображением фигур пророков (Давида, Иезекииля, Аарона), по три метра каждая. Краска по большей части отлетела, и я обнаружил маленький, сделанный буквально одним росчерком, рисунок человека, обнимающего ногу пророка (и первосвященника Аарона), а рядом потрясающую по содержанию надпись: “Не помилуй, Господи, Сафрома”.

Мало того, что он изобразил себя — он в этот же миг полностью отдал себя на то, как Бог сочтёт нужным распорядиться его судьбой. Художник и предположить не мог, что кто-то увидит эту закрашенную им же надпись, а тем более узнает, как он помолился. Вот это и есть сакральное искусство, и глубина понимания того, чему ты себя посвящаешь!» — заключал впоследствии художник.

    
 






































Экспозиция была подготовлена представителями грузинской диаспоры России во главе с президентом Федеральной грузинской национально-культурной автономии в России Давидом Цецхладзе, а также сотрудниками Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова, Фонда возрождения и развития русско-грузинских отношений, Дома народов России и под патронатом Императорского православного палестинского общества.


 
 






















Открытие приурочили к празднованию Дня грузинской диаспоры России, отмечаемому 12 мая. В рамках вернисажа гостям продемонстрировали сокращённый вариант документального фильма о работе Адольфа Овчинникова и его вкладе в дело сохранения мирового культурного наследия.


 
 






































Также, в честь праздника, был приготовлен огромный и невероятно вкусный торт, украшенный флагами Грузии и России. А вечером в концертном зале гостиницы «Космос» состоялся концерт участников III фестиваля грузинского танца.

К сожалению, выставка «Христос посреди нас — и есть, и будет» открыта всего несколько дней, до 19 мая. Но, к счастью, данная экспозиция — лишь предпоказ, так сказать анонс полномасштабного проекта, который пройдёт в России в конце 2023 года. А затем, возможно, будет показан и в Грузии.

Возвращаясь к началу, хочу предложить свой ответ на вопросы, заданные в первом абзаце. Уверена, что сакральное искусство — это, действительно, пропуск в бессмертие. Причём, не только для художников и реставраторов, что и так понятно. Но и для всех без исключения зрителей. Потому что, прикасаясь к нему, мы тоже получаем возможность заглянуть в вечное.  

Фото автора

Больше фото здесь