ИздательствоВоспитание в школеВыпуск №1/2009

Борис Куприянов.
Ролевые игры: шесть граней кубика

 
Материал в открытом доступе

Когда игра приходит в мир ребёнка, этот мир преображается. Как некогда мчались с надеждой первыми ухватиться за древко «зарничного» флага или устраивали тимуровские акции, так теперь увлечённо размахивают мечами на военно-исторических играх и бегут по неведомым тропам конкистадоров и викингов. Урок или классный час, построенный как ролевая игра, никогда не забудутся, не сотрутся из памяти ни учителя, ни ребёнка. Вот только… Чем дольше занимаешься ролевыми играми, тем труднее объяснить, что это такое. Ролевые игры — пласт жизни общества, представленный собственно играми — культурными практиками, ролевым сообществом — многочисленными объединениями молодёжи, текстами — своего рода субкультурами — дикими ролевыми играми и педагогически «одомашненными». Один замечательный человек в годы моей юности объяснил мне особенности человеческого познания. Он говорил примерно так: представим модель и условимся, что мир, окружающий нас, — это шар, а наше сознание может удерживать только плоскостной образ. Отсюда самый простой образ шара — круг на бумаге. А самый сложный многогранник, приближающийся к шару, не ставший ещё шаром, — куб. Итак, стандартный образ, доступный для познания мира (шара) — куб. Вот исходя из этой метафоры, представим ролевые игры в качестве кубика-шестигранника. По крайней мере, некоторое представление, первоначальный образ этого явления постараемся нарисовать.