ИздательствоНародное образованиеВыпуск №5/2019

Левитес Д. Г.
Чему может научить школа в ХХI веке?

 
Материал в открытом доступе

Изменения в России и мире. Изменения в характеристиках развития школьника. Цели образования и подходы к проектированию образовательного процесса. Направления модернизации отечественной школы на протяжении 20 лет.

Насколько изменились реалии в образовании и мире. Автор предлагает ответы на вопросы, считающиеся фундаментальными.

Ключевые слова: непредсказуемость изменений, глобализация, виртуальная реальность, цифровая школа, фундаментализация образования, компететностный подход, «уход» педагогики, регулярный менеджмент, цели образования, системный кризис

What School Can Teach In The Twenty-first Century?

Dmitry G. Levites, Doctor of Education, Professor, Honored teacher of the Russian Federation, professor of the department pedagogy of the Murmansk Arctic State University, Murmansk, e-mail: Levites@inbox.ru

Abstract. The second article in the series «why do we need a school in the XXI century?» considering those changes. Which occur in the socio –educational situation in Russia and in the World, as well as in the characteristics of the development of the modern child–student. It analyzes the goals of education and approaches to the design of the educational process, which for 20 years determined the direction of modernization of the national school.

Keywords: unpredictability of changes, globalization, virtual reality, digital school, fundamentalization of education, competency approach, regular management, education goals, systemic crisis.

А, собственно, что изменилось? Человечество по-прежнему и ещё с большим энтузиазмом открывает законы (нормы) Мира в котором живёт-законы природы (живой и неживой), законы и правила поведения в социуме … И по-прежнему пытается вооружить подрастающее поколение знаниями этих законов и норм, начиная от правил правописания и заканчивая законами генетики и экологии, чтобы, выходя после школы в этом Мир человек жил по этим правилам (нормам) не нарушая их, чтобы не повредить ни Миру, ни самому себе.

Вот только Мир изменился до неузнаваемости настолько, что изначальное предназначение педагогической профессии –готовить ученика к выходу в жизнь сегодня в сознании педагога подвергается сокрушительной ревизии: а имеешь ли ты право учить детей жизни в этом Мире, если у тебя нет опыта проживания?

Да, разве только учитель вынужден задавать себе этот вопрос?! Сказал же однажды один взрослеющий сын отцу: «Чему ты можешь меня научить, если ты никогда не был молодым в Мире,в котором молод я?»

Но ведь Мир менялся всегда, и всегда оставалась школа! И двести лет назад учеников в будущем могло ожидать то, чего не было в жизни предыдущего поколения. о чём люди и подозревать не могли! Но они (и родители и учителя) были уверены что базовые основания существования и развития человеческого сообщества будут неизменны: люди также будут выращивать хлеб, строить дома и дороги, учить и лечить, заводить семьи, в которых мужчина остается мужчиной а женщина женщиной, и в этих семьях выращивать детей, уча их «не убий, не укради, не возжелай…», как сотни лет назад делали их предки.

С изменениями, происходившими в Мире менялось содержание школьного образования, его организационные формы и методы, которые должны было соответствовать этим изменениям и отвечать тем жизненным обстоятельствам, которые ожидали выпускника школы, но сама школа как социальный институт, готовивший новое поколение к жизни продолжала существование.