ИздательствоНародное образованиеВыпуск №4/2019

Ямбург Е. А.
Трудный, но необходимый разговор. О разработке стратегии развития воспитания в Российской Федерации

 
Материал в открытом доступе

Содержание, цели, задачи, формы и методы воспитания юных граждан России — опасности разработки. Утопия или идеал. Основные направления стратегии развития воспитания.

Ключевые слова: воспитание; стратегия; утопия; идеал

Difficult But Necessary Conversation. Development Strategy Development Education In The Russian Federation

Eugeny A. Yamburg, honored teacher of Russia, doctor of pedagogical Sciences, full member (academician) of the RAO, Director the Moscow center of education ¹ 109, Moscow, Russia

Abstract. The content, goals, objectives, forms and methods of educating young citizens of Russia are the dangers of development. Utopia or ideal. The main directions of the development strategy of education.

Keywords: upbringing, strategy, utopia, ideal.

В начале было Слово

Первое лицо государства поставило задачу разработки Стратегии развития воспитания в Российской Федерации. Задача серьезная и специалистам в скором времени предстоит приступить к ее исполнению. Поставленная цель не вызывает сомнений. Римский философ Сенека справедливо утверждал: если не знаешь куда плыть, никакой ветер не будет попутным. Нам действительно необходимо четко определить содержание, цели, задачи, формы и методы воспитания юных граждан России. В свою очередь, для этого необходимо более или менее ясно представлять себе образ будущего нашей страны в стремительно меняющемся мире. Задачу выработки стратегии воспитания чрезвычайно осложняет то обстоятельство, что этот самый образ будущего каждый, включая экспертов и разработчиков, сегодня представляет по-своему. В связи с чем я вижу опасностей, которые необходимо "обсудить на берегу", прежде чем приступать к выработке данного ответственного документа.

• Опасность первая. Выработка обобщенных абстрактных формулировок, позволяющих обойти острые углы, достигнуть мнимого консенсуса. Довольно легко создать гладкий текст " за все хорошее против всего плохого". Такой подход удобен с точки зрения быстрого выполнения государственного заказа, но чреват рисками. Размытые формулировки каждый участник образовательного процесса волен наполнять своим содержанием. А это значит, что конфликты будут разгораться непосредственно в образовательном учреждении , ибо содержание воспитания его формы и методы даже в одной и той же школе будут вступать в непримиримы противоречия. В итоге все обернется грубым администрированием, привлечением учащихся к массовым мероприятиям, от которых за версту веет формализмом. В дальнейшем на конкретных примерах я покажу, как при отсутствии внятной мировоззренческой позиции по вопросам воспитания в школах возникают конфликты, приводящие к волнам взаимной агрессии.

• Опасность вторая. Вольная или невольная подмена понятий, когда задача выработки стратегии воспитания подменяется стремлением создать единую идеологию. Здесь мы сталкиваемся с прямым нарушением Конституции РФ, которая, как известно, гласит: "В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Что вполне естественно в многонациональной и поликонфессиональном государстве, которое населяют верующие и атеисты, сторонники консервативного и либерального путей его развития. Между тем стремление "сплотить ряды" и встать под единые мировоззренческие знамена проявляется все сильней. Вплоть до призывов внести изменения в Конституцию РФ. В данном случае происходит еще одна подмена понятий. Растерявшиеся, запутавшиеся граждане (среди них педагоги не составляют исключения) смешивают понятия "мировоззрение" и "идеология". Мировоззрение есть самосознание человека, основа его бытия. Образование по сути процесс обретение человеком собственного мировоззрения. Без мировоззрения нет личности. Идеология есть не что иное, как обезличенное мировоззрение. Мировоззрение каждый человек избирает себе сам в соответствии со своим характером. Идеология же навязывается пропагандой. Пропаганда - образование, искаженное стремлением понравиться начальству. Она имеет в виду лишь чисто внешнее сплочение масс. Ей нет дела до образования отдельного индивида. Используя пропаганду, идеология подменяет внешней муштрой задачу приобщения граждан к традиции. Лишь бы только сплотить на время массы в боевые колонны. Во всех отношениях пропаганда - суррогат воспитания, демонстрирующий временный внешний эффект, удобный для отчетов перед начальством о проделанной работе, но в итоге приводящая к отчуждению вступающих в жизнь поколений от своих воспитателей. Не в последнюю очередь потребность в новой единственно верной идеологии обусловлена страхом перед стремительными изменениями, происходящими в мире, которые естественным образом не могут не отразиться на детях, меняя их до неузнаваемости. Дети и подростки сегодня действительно сильно отличаются от поколения их дедов и даже отцов.

• Опасность третья. Педагогический алармизм (от фр. Ál'arme - "к оружию" через анг. alarmism - "паникерство") - паническое представление о моральном облике вступающих в жизнь поколений. Мотив не новый. Каждый раз, когда страна вступала на путь модернизации, в ход пускалась антизападная риторика, окрашенная двумя красками: печалью об упадке нравов и твердой уверенностью в том, что, опираясь на традиционные ценности, мы найдем свой особый путь выхода из нравственного кризиса, который затем укажем всему человечеству. Так было и в эпоху Петра, и в ходе реформ Александра II-го. Да что там страна, страх перед изменениями от века сопутствует цивилизации в целом: "Наша земля приходит в упадок; взяточничество и коррупция процветают; дети перестают слушаться родителей; каждый хочет написать книгу, и конец света уже близок". Написано будто сегодня. Между тем - это Папирус Присса ( первая половина третьего тысячелетия до н.э.) Страх вызывает панику, а в свою очередь паника порождает бегство - то самое, которое Э. Фромм назвал "бегством от свободы.

• Опасность четвертая. Искаженное представление о патриотизме. Казалось бы, к чему ломать копья? Для любого народ естественно гордиться деяниями своих предков, воспитывая у вступающих в жизнь поколений "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам" (А.С.Пушкин). Но означает ли это, что в деле воспитания мы должны сосредоточится исключительно на славных страницах отечественной истории, сознательно умалчивая о ее позорных страницах? Отнюдь нет. В равной мере подлинный патриотизм определяется гордостью за деяния предков мерой стыда, который человек испытывает за преступления, совершенные от имени его народа. (Относится ко всем народам без исключения.)