Издательство — Народное образование — Выпуск №4/2019 В.А. Сухомлинский в истории отечественного образования. Идеи Сухомлинского в педагогической практике. Нелинейное понимание наследия учёного и практическое воплощение в жизни лицея № 590 г. Санкт-Петербурга. Радость как способность быть полезным и счастливым. Минувший учебный год был знаковым для образования. Отмечалось столетие со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. К сожалению, отмечалось скромно, вполголоса – две-три конференции и отдельные упоминания в СМИ, несмотря на то, что год объявлен Юнеско годом Сухомлинского. Правда, не по нашей заявке… Ключевые слова: педагогический инструмент; творческое начало; Сухомлинский; учитель; школа радости From School Fun — To School Joy Alex M. Kamensky, Director of the Lyceum ¹ 590 of the Krasnoselsky district of St. Petersburg, e-mail: kamenskyi@mail.ru Abstract. V.A. Sukhomlinsky in the history of national education. Sukhomlinsky’s ideas in teaching practice. Non-linear understanding of the heritage of a scientist and their practical implementation in the life of Lyceum No. 590, St. Petersburg. Joy as the ability to be helpful and happy. Keywords: pedagogical tool, creativity, Sukhomlinsky, teacher, school of joy. Наследие В.А. Сухомлинского и педагогическая практика Воистину, нет пророка в своём отечестве. В Китае общество последователей Василия Александровича насчитывает более восьми миллионов педагогов, и, по словам его руководителя господина Паньшена, у них каждый китайский учитель должен знать наследие мастера и следовать ему. Сухомлинистов много в Германии, Канаде, Польше, но лишь изредка они встречаются у нас. Разве что в далёком Оренбуржье, стараниями его ученицы Валентины Григорьевны Рындак поддерживается интерес к этой педагогической сокровищнице. Трагедия масштабной личности Сухомлинского заключается в том, что его учение было извращено ещё при жизни. Признаюсь, в педагогическом вузе особого интереса к этим идеям не проявлял. Тогда он представлялся мне идеологизированным автором, обласканным властью. Гораздо позднее я узнал о разгромной статье в «Учительской газете», что по тем временам было равносильно приговору. Неожиданные высокопоставленные анонимные заступники повлияли на награждение педагога званием Героя Труда, но сердце учителя не вынесло старых ран и новых переживаний, через год после этого его не стало. Человека давно нет, а идея школы радости жива и звучит сегодня как никогда актуально. Только уже тогда, много лет назад, большинством учителей она понималась совершенно искажённо. Многие до сих пор считают, что смысл школы радости заключается в необходимости обрадовать ребёнка, создав ему комфортные условия обучения. Мысль Василия Александровича была противоположна этому утверждению. Педагогу необходимо научить ребёнка доставлять радость другим людям! Однажды мой товарищ-востоковед загадал загадку: «Всем известно изречение про дом, дерево и ребёнка. Оно пришло к нам с Востока. А что, кроме этого, должен сделать человек в своей жизни?». Я растерялся, а приятель объяснил, что восточные мудрецы мыслили аллегориями. Человек должен выкопать колодец, что символизировало познание истины. Мне эта метафора напоминает привычное, христианское: «Вера. Надежда. Любовь и мать их София-мудрость». Так в чём же мудрость школы радости Василия Александровича Сухомлинского? Вопрос из разряда смысложизненных. Ещё в античности начались поиски ответов на подобные вопросы. Великий Сократ говорил: «Человек, познай себя». Сам он эту мысль позаимствовал у дельфийских мудрецов, которые, правда, вкладывали в нее вполне банальное содержание о необходимости человеку познать пределы своих возможностей, по-русски: «каждый сверчок знай свой шесток». Сократ вложил в изречение собственный смысл. Каждый человек должен понять, чего он хочет, как этого достичь, а самое главное, сделает ли его это счастливым! Это и про нас сегодняшних – учителей, родителей, детей. В современном мире так много удовольствий и развлечений, а радости от них становится всё меньше. Качество работы школы можно определять с помощью простого интегрального показателя – наличия детских улыбок навстречу. Его невозможно подделать. Если ученикам дать команду улыбаться гостям, то увидим массу гримас в ответ. Увы, радостных детских лиц становится всё меньше, а если ничего не предпринимать, то скоро мы их вообще не увидим и не сумеем посмотреть им в глаза, так как все уткнутся в свои смартфоны. Планету охватывает всемирный кризис образования. Признаки очевидны. Плохое поведение. Разве могли мы раньше представить возможность ужасов, связанных с расстрелами детьми друг друга? Дети хуже учатся. И наши, и зарубежные коллеги в вузах жалуются на низкий уровень подготовки, из-за которого многим приходится институтский курс начинать читать с азов. Ученики всё меньше хотят ходить в школу. Семейное обучение и просто прогулы растут как снежный ком. Причины кризиса тоже понятны. Цивилизация строится по принципу «дуракоупорности»: как ни странно, но чем благополучнее жизнь, тем меньше знаний в ней требуется, достаточно понимать, какую надо жать правильную кнопку и куда звонить в случае необходимости. Свою лепту в эти процессы вносят информационно коммуникативные технологии. Самому что-то придумывать не обязательно, если всегда можно спросить у Гугла. Зачем мучиться над задачкой, когда есть решебник? И, наконец, основная причина кризиса педагогики – психологическая. Мир стремительно развивается, предоставляя ребёнку всё больше возможностей и свобод. А чем свободнее человек, тем меньше ему хочется делать по принуждению, всё больше он нацеливается на то, что хочется делать самому. Эпоха средневековой насильственной педагогики подходит к концу, а нам всё никак с ней не расстаться. Во всех странах массовое образование является принудительным. В теории давно продекларированы «учение с увлечением», необходимость мотивирования ребёнка, а практических механизмов достижения этих целей не выстроено. В каком-то смысле все современные дети, даже из самых благополучных семей, стали трудновоспитуемыми. На них перестали действовать прежние дидактические методы. В одном из новых учебников педагогики встретил интересную мысль о том, что сейчас век жизни педагогических теорий стал очень короток, пять-шесть лет. Меняется мир, меняются дети, должны меняться и подходы к их обучению и воспитанию. Пожалуй, стоит согласиться. Наверное, любимые мною Сухомлинский и Макаренко сегодня искали бы новые приемы работы с детьми. Современного ребёнка не удивишь выходом в сад и не заманишь на линейку под горны с барабанами. Однако при изменении приёмов работы, думается, основополагающие мысли классических концепций остаются актуальными. Идея Сухомлинского о том, что нравственным невозможно стать исключительно по чувству долга, что заставлять быть нравственным безнравственно, что нравственность в себе должен взращивать сам человек, эта мысль верна и сегодня. А реализация этой идеи возможна как раз через достижения современной цивилизации, в том числе через ИКТ, транспортную доступность, широчайшую возможность развития задатков, способностей, талантов в самых разнообразных видах деятельности. | ||
© 2015 – 2024. Издательский дом «Народное образование»
|