ЖурналыНародное образованиеВыпуск №4/2019

Мурашов А. А.
Личность языковая, личность риторическая: детская речь и взрослые проблемы...

купить статью за
50 руб

Возможности выявления риторической личности. Характеристики риторической личности с позиций индивидуального смыслового контекста. Индивидуализированное восприятие и построение высказывания на примерах детской речи.

«Все зависит от концепции». Эти слова интегрируют размышления и открытия не одного человека, не одной эпохи. Привлекательное покажется безобразным, великое – малым, новое – банальным, если не подобрать подобающее обрамление, не «отрегулировать» взгляд и настроение человека, воспринимающего информацию, а с ней – некую интенцию, предписывающую или предостерегающую. Требования или запрет. «Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника», – замечает Д. Карнеги [1, с. 175]. Так, от редактора требуется смотреть на рукопись будущей книги глазами автора – и будущего читателя. Участник переговоров достигнет успеха, если «перевоплотится» в контрагента – и с его позиции увидит вопрос. Произведение художника обречено на неуспех, если он эмпатически не отождествит себя с будущим зрителем – и не посмотрит его «глазами» на создаваемое, тем верифицируя будущий процесс восприятия сказанного – и услышанного. Это объясняет, почему и военачальники перед сражением, и сыщики во время поиска «ключей» к запутанной истории пытаются «перевоплотиться» в противников и преступников, избегая однолинейности и односторонности при оценке дела.

Ключевые слова: риторическая личность;  индивидуальный смысловой контекст; апперцепция;  детская речь; коннотация;  речевой формат

Language Personality, Rhetorical Personality: Children's Speech And Adult Problems…

Alexander A. Murashov, Professor, Department of journalism, Grodno state University. Yanka Kupala, doctor of pedagogical Sciences, candidate of Philology of Sciences, Belarus, e-mail: alexm55@rambler.ru

Abstract. The article reports on the possibility to distinguish a rhetorical personality from a linguistic personality as such. Characteristics of the rhetorical personality from positions of an individual semantic context are given. The examples of children’s speech show what an individualized perception of a statement is and how it is desirable to build a speech taking into account it.

Keywords: rhetorical personality, individual semantic context, apperception, children’s speech, connotation, speech format.

Координатная система, в которой живет человек, определяет его точки зрения; его суждения, поступки, самооценку. Так, теоретики архитектуры замечают: «Те, кто живет с внешней стороны Садового кольца, отсчитывают центр от него. Те, кто обитает внутри Садового кольца, называют центром территорию внутри Бульварного кольца… Размеры центра оказываются относительными, зависят от точки зрения». Абсолютно всё человек воспринимает в контексте ранее услышанного, понятого, принятого – и никак иначе. К примеру, для одного из остановившихся возле подъезда жилого дома он справа; для его собеседника – слева, потому что они стоят, обратившись друг к другу лицом. Для жителя деревушки районный центр кажется крупным городом, а люди на улицах – толпой; далеко не так на тот же райцентр будет взирать приезжий из столицы, впервые появившийся в здешних краях.

Точно так же и в аудитории, к которой обращается говорящий, каждый будет воспринимать сказанное по-своему. Потому будущих ораторов учат, помимо прочего, подбирать оптимальный формат, позволяющий воздействовать на собравшихся. Зачастую этот формат не поддается какому-либо рациональному толкованию. Актер кино не может выступать по радио. Кандидат в депутаты с одной и той же речью снискал любовь одной аудитории, но решительно не понравился другой. С. Моэм, создавший точное и невероятно глубокое исследование психологии актрисы, замечает: «Джулия попытала удачи в кино, но не имела успеха; ее лицо, такое подвижное и выразительное на сцене, на экране почему-то проигрывало…». Зависимость восприятия от концепции, от интенциональных ожиданий, часто генерируемых форматом, превращает исполнение каждой речевой структуры в сложный акт, в котором подсознательно сосредоточены не только знание самой речи, вербального акта, но и знание собеседника, а также ситуации диалогического взаимодействия.

Стандартные точность, ясность, логичность, краткость речи, ее непременные коммуникативные качества, безотносительные к психологическим особенностям восприятия, в речи влиятельной, риторической, обретают непременную относительность – эти качества оказываются в индивидуальном личностном контексте воспринимающего. Языковая личность оказывается способной строить грамотное речевое поведение. Личность, называемая риторической, выстраивает такое поведение сообразно потенциальному восприятию, выбирая оптимальный формат и потенцируя встроенность новой информации в концептосферу слушателя (собеседника), в его систему мнений и представлений.

Мы подошли к важнейшему для современной коммуникативной науки понятию риторической личности: это языковая личность, актуализирующая свои ресурсы и коррелирующая их с задачей действенности и влиятельности речи применительно к конкретной аудитории, конкретному слушателю, конкретным ожиданиям и формату. Превращение речи-семиотической системы в речь-искусство, осуществляющееся в рамках риторического дискурса, вовсе не нуждается в сложной метафорике и пантомимической внезапности; но всегда предполагает изучение личности слушателя (собеседника) и влиятельную публичную коммуникацию, построенную на понимании личностного окружения, в каком окажется сказанное (усвоенное), как апперципируется, переплавляясь из услышанного (внешнего) в воспринятое (внутреннее). Услышанная мысль неизменно встречает «веер трактовок», спотыкается о множество «внутренних форм», сообразуется с биографическими ретроспекциями и антиципационными векторами. «Ориентировка в личности собеседника является совершенно необходимым компонентом всякого целенаправленного общения, если то не носит полностью формализованного характера».