ИздательствоНародное образованиеВыпуск №1/2015

Новосадова О. М., Пятаков Е. О.
Если ты думаешь, что твой учитель строг и требователен, подожди знакомства со своим начальником

 
Материал в открытом доступе

Аннотация отсутствует


04.04.2016

Вероника Милославская

Ван Дамму и не снилось

XXIX церемония вручения Национальной кинематографической премии «Ника» произвела двойственное впечатление. Поначалу она напомнила мне знаменитый трюк Жана-Клода Ван Дамма, в процессе которого он садится на шпагат между двумя движущимися грузовиками…


 
 

















Впервые эта мысль появилась задолго до самой церемонии – сразу после объявления списка номинантов: уж очень разные по своим «весовым категориям» претенденты выступали в «ключевых дисциплинах» премии.

К примеру, в категории «Лучший фильм» значились: патриотичные «Батальонъ» и «Битва за Севастополь», неоднозначные «Конец прекрасной эпохи» и «Милый Ханс, дорогой Пётр» и уж совсем маргинальные «Про Любовь» и «Страна ОЗ».

За победу в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» боролись: сложная эстонская военная драма «1944», непростая литовская психологическая драма «Покой нам только снится» и оптимистичное грузинское «Кавказское трио», лиричная украинско-еврейская «Песнь Песней» и экзотичное «Небесное кочевье».

Среди претендентов на звание «Лучших актёров первого и второго планов» больше всего было представителей потрясающей «Страны ОЗ». А в номинации «Лучший сценарий» и «Лучший режиссёр» к уже упомянутым картинам «Милый Ханс, дорогой Пётр», «Конец прекрасной эпохи», «Про Любовь» и «Страна ОЗ» добавлялись «Орлеан», «Ангелы революции» и «Под электрическими облаками».

Затем – уже перед самым началом церемонии, 1 апреля 2016 года, – призрак Ван Дамма опять дал о себе знать: уж очень разные по своим взглядам и вкусам люди собирались в фойе Московского государственного музыкального театра фольклора «Русская песня».

И, наконец, сама церемония. Она тоже достаточно долго укрепляла меня в этой мысли: на протяжении почти пяти часов зрителей словно закаляли, бросая то в жар согласия, то в холод неприятия.


 
 

















Представление началось с выступления Михаила Ефремова, которое, как камертон, задало настрой всему происходящему потом. Запомнились строки, посвящённые Ахеджаковой: «Была бы клоунессою – как все – могла бы стать народным депутатом…» Неудивительно, что гармония после этого воспринималась ещё естественнее и чище, а фальшивые ноты звучали ещё отчётливее и неуместнее.


 
 

















Следом, практически сразу, на сцену вышел специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, который зачитал поздравительную телеграмму от Владимира Путина и пожелал, чтобы «Ника» дожила до возраста патриарха сцены Владимира Зельдина.

Владимир Михайлович, кстати, несмотря на более чем солидный возраст (101 год), тоже почтил церемонию своим присутствием. Вручил награду в номинации «Открытие года» (её получил Иван Колесников за работу в картине «Конец прекрасной эпохи»). И даже прочёл монолог Дон Кихота из спектакля «Человек из Ламанчи».

После вручения наград лучшим аниматорам, художникам, операторам и композиторам на сцене появилась новая ведущая – актриса Марина Александрова, первые же слова которой вызвали в зале лёгкий шелест. Похоже, все одновременно произнесли: «Она что, только от стоматолога?» Минуту спустя все уже неодобрительно переглядывались – актриса не только безбожно шепелявила, но и запиналась почти в каждом имени. Впрочем, имена ей достались, действительно, не из лёгких: Эльмо Нюганен, Эльдар Шенгелая, Мирлан Абдыкалыков, Ева Нейман, Шарунас Бартас… Но ведь и репетиции никто не отменял.

Вышедшая ей на смену Ольга Дроздова говорила, напротив, даже слишком чётко – сосредоточившись на дикции, зачитывала строки сценария, не особенно вдумываясь в их содержание. В итоге смешала в одну кучу две совершенно разные номинации: «Лучшая женская роль» и «Лучшая женская роль второго плана». Неловкие попытки самооправдания, мол, «тут так написано», пресёк бессменный главный ведущий и основатель премии Юлий Гусман.


 
 

















«У Ольги сегодня день рождения – она к нам прямо из-за праздничного стола», – объяснил Гусман. 


Спасать репутацию русской актёрской школы пришлось неподражаемой Инне Чуриковой и несравненной Ирине Купченко. Обе актрисы, в отличие от ведущей, пришли на церемонию не из ресторана, а с работы, буквально со спектаклей. Организаторам даже пришлось довольно долго «тянуть время», пока номинантки мужественно преодолевали московские пробки и лестничные проёмы театра «Русская песня», где проходила церемония. Зато обе прекрасно держали зал, легко импровизировали и тонко иронизировали над происходящим.


 
 

















«Вася так остро чувствует нашу «прекрасную» жизнь!» – отозвалась Инна Чурикова о своём режиссёре Василии Сигареве, получая награду за «Лучшую женскую роль второго плана» в фильме «Страна ОЗ».


 
 

















То же могла бы сказать и Ирина Купченко, который была вручена статуэтка за «Лучшую женскую роль» училки в одноимённом фильме Алексея Петрухина, поскольку картина не менее злободневна и остра. Но она предпочла поблагодарить Андрея Кончаловского за фильм «Дворянское гнездо» (в котором она сыграла свою первую роль в далёком 1969 году), невольно подчеркнув тем самым пропасть, разделившую наше общество на «было» и «стало».



Напомню: награды вручались в 16 номинациях плюс четыре специальных приза. Поэтому правильных, но пустых, дежурных слов от маститых «вручантов» и «получантов» было крайне много. Приятным диссонансом (именно так) на их фоне прозвучало выступление Александра Котта, получавшего награду за Александра Яценко, сыгравшего слепого парня в фильме «Инсайт» и награждённого за эту работу статуэткой «Лучшая мужская роль».


 
 

















«В стране 280 тысяч незрячих. Однако с января 2016-го центры реабилитации слепых не финансируются. Многие уже закрыты. А с сегодняшнего дня приостановили свою работу три последних, за которыми мы внимательно следили и которые держались до последнего. И это не первоапрельская шутка», – заключил Александр Котт.


Буквально выбежавший практически следом за ним на сцену Андрей Смирнов (ему предстояло наградить Даниила Дондурея «За вклад в кинематографические науки, критику и образование») выступал, как всегда, эмоционально и заразительно.


 
 

















«Должно быть, я из какой-то другой страны, – размахивая своими длинными руками, чуть ли не закричал режиссёр. – Такой вывод родился у меня, пока я наблюдал за кулисами за тем, что здесь происходит. Я из той страны, о которой сказал Саша Котт: где закрывают приюты для слепых, где «крым – наш», а «кадыров – патриот»…»

Андрей Сергеевич говорил долго и взволнованно. Все, включая номинанта, уже забеспокоились, не забыл ли он о своей главной миссии. Но нет:

«Дондурей – это тот редкий случай, когда человека наградили за дело», – справедливо завершил свою речь Смирнов.


 
 

















Кульминацией вечера стал момент, когда на сцену поднялась непревзойдённая Алиса Фрейндлих и получила награду «Честь и достоинство» из рук президента Российской Академии кинематографических искусств «Ника» Андрея Кончаловского и председателя «Комитета гражданских инициатив» Алексея Кудрина. По решению Киноакадемии, данная номинация теперь будет носить имя Эльдара Рязанова.

«Эта награда, отмеченная именем Эльдара Александровича, для меня тем более драгоценна, что именно Рязанов открыл для меня двери в кинематограф, – сказала Алиса Бруновна. – Он замечательный человек, для него честь и достоинство – данность».


Только после этого мне, наконец, перестал мерещиться Жан-Клод Ван Дамм на грузовиках. Потому что его трюк, на самом деле, не идёт ни в какое сравнение с усилиями тех немногих российских деятелей культуры и политики, которые пытаются соединить, помирить, свести воедино раздираемое на части российское общество.


Полный список лауреатов XXIX национальной кинематографической премии «Ника»

Лучший игровой фильм – «Милый Ханс, дорогой Пётр», режиссёр – Александр Миндадзе.

Лучший фильм стран СНГ и Балтии – «Небесное кочевье» (Киргизия), режиссёр – Мирлан Абдыкалыков.

Лучший неигровой фильм – «Валентина Кропивницкая в поисках потерянного рая», режиссёр – Евгений Цымбал.

Лучший анимационный фильм – «Волк Вася», режиссёр – Екатерина Соколова.

Лучшая режиссёрская работа – Станислав Говорухин, «Конец прекрасной эпохи».

Лучшая сценарная работа – Александр Миндадзе, «Милый Ханс, дорогой Пётр».

Лучшая мужская роль – Данила Козловский, «Духless 2», Александр Яценко, «Инсайт».

Лучшая женская роль – Ирина Купченко, «Училка».

Лучшая мужская роль второго плана – Михаил Ефремов, «Про любовь».

Лучшая женская роль второго плана – Инна Чурикова, «Страна ОЗ».

Лучшая операторская работа – Геннадий Карюк, «Конец прекрасной эпохи».

Лучшая музыка к фильму – Пётр Тодоровский, Алексей Айги, «В далёком сорок пятом… Встречи на Эльбе».

Лучшая работа звукорежиссёра – Максим Беловолов, «Орлеан».

Лучшая работа художника – Валентин Гидулянов, «Конец прекрасной эпохи».

Лучшая работа художника по костюмам – Ольга Гусак, «Ангелы революции».

Открытие года – Иван Колесников, «Конец прекрасной эпохи».

Приз «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» – Даниил Дондурей.

Специальный приз «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» имени Алексея Германа – Виталий Мельников.

Специальный приз «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» за 2015 год – «Однажды в Ростове», режиссёр Константин Худяков.

Специальный приз «Честь и достоинство» – Алиса Фрейндлих.


Фото автора.