Издательство — Народное образование — Выпуск №1/2015 Аннотация отсутствует 04.04.2016 Вероника Милославская Ван Дамму и не снилосьXXIX церемония вручения Национальной кинематографической премии «Ника» произвела двойственное впечатление. Поначалу она напомнила мне знаменитый трюк Жана-Клода Ван Дамма, в процессе которого он садится на шпагат между двумя движущимися грузовиками… Впервые эта мысль появилась задолго до самой церемонии – сразу после объявления списка номинантов: уж очень разные по своим «весовым категориям» претенденты выступали в «ключевых дисциплинах» премии. К примеру, в категории «Лучший фильм» значились: патриотичные «Батальонъ» и «Битва за Севастополь», неоднозначные «Конец прекрасной эпохи» и «Милый Ханс, дорогой Пётр» и уж совсем маргинальные «Про Любовь» и «Страна ОЗ». За победу в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» боролись: сложная эстонская военная драма «1944», непростая литовская психологическая драма «Покой нам только снится» и оптимистичное грузинское «Кавказское трио», лиричная украинско-еврейская «Песнь Песней» и экзотичное «Небесное кочевье». Среди претендентов на звание «Лучших актёров первого и второго планов» больше всего было представителей потрясающей «Страны ОЗ». А в номинации «Лучший сценарий» и «Лучший режиссёр» к уже упомянутым картинам «Милый Ханс, дорогой Пётр», «Конец прекрасной эпохи», «Про Любовь» и «Страна ОЗ» добавлялись «Орлеан», «Ангелы революции» и «Под электрическими облаками». Затем – уже перед самым началом церемонии, 1 апреля 2016 года, – призрак Ван Дамма опять дал о себе знать: уж очень разные по своим взглядам и вкусам люди собирались в фойе Московского государственного музыкального театра фольклора «Русская песня». И, наконец, сама церемония. Она тоже достаточно долго укрепляла меня в этой мысли: на протяжении почти пяти часов зрителей словно закаляли, бросая то в жар согласия, то в холод неприятия. Представление началось с выступления Михаила Ефремова, которое, как камертон, задало настрой всему происходящему потом. Запомнились строки, посвящённые Ахеджаковой: «Была бы клоунессою – как все – могла бы стать народным депутатом…» Неудивительно, что гармония после этого воспринималась ещё естественнее и чище, а фальшивые ноты звучали ещё отчётливее и неуместнее. Следом, практически сразу, на сцену вышел специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, который зачитал поздравительную телеграмму от Владимира Путина и пожелал, чтобы «Ника» дожила до возраста патриарха сцены Владимира Зельдина. «У Ольги сегодня день рождения – она к нам прямо из-за праздничного стола», – объяснил Гусман. «Вася так остро чувствует нашу «прекрасную» жизнь!» – отозвалась Инна Чурикова о своём режиссёре Василии Сигареве, получая награду за «Лучшую женскую роль второго плана» в фильме «Страна ОЗ». То же могла бы сказать и Ирина Купченко, который была вручена статуэтка за «Лучшую женскую роль» училки в одноимённом фильме Алексея Петрухина, поскольку картина не менее злободневна и остра. Но она предпочла поблагодарить Андрея Кончаловского за фильм «Дворянское гнездо» (в котором она сыграла свою первую роль в далёком 1969 году), невольно подчеркнув тем самым пропасть, разделившую наше общество на «было» и «стало». «В стране 280 тысяч незрячих. Однако с января 2016-го центры реабилитации слепых не финансируются. Многие уже закрыты. А с сегодняшнего дня приостановили свою работу три последних, за которыми мы внимательно следили и которые держались до последнего. И это не первоапрельская шутка», – заключил Александр Котт. «Должно быть, я из какой-то другой страны, – размахивая своими длинными руками, чуть ли не закричал режиссёр. – Такой вывод родился у меня, пока я наблюдал за кулисами за тем, что здесь происходит. Я из той страны, о которой сказал Саша Котт: где закрывают приюты для слепых, где «крым – наш», а «кадыров – патриот»…» Кульминацией вечера стал момент, когда на сцену поднялась непревзойдённая Алиса Фрейндлих и получила награду «Честь и достоинство» из рук президента Российской Академии кинематографических искусств «Ника» Андрея Кончаловского и председателя «Комитета гражданских инициатив» Алексея Кудрина. По решению Киноакадемии, данная номинация теперь будет носить имя Эльдара Рязанова. Только после этого мне, наконец, перестал мерещиться Жан-Клод Ван Дамм на грузовиках. Потому что его трюк, на самом деле, не идёт ни в какое сравнение с усилиями тех немногих российских деятелей культуры и политики, которые пытаются соединить, помирить, свести воедино раздираемое на части российское общество. Полный список лауреатов XXIX национальной кинематографической премии «Ника» Лучший игровой фильм – «Милый Ханс, дорогой Пётр», режиссёр – Александр Миндадзе. Лучший фильм стран СНГ и Балтии – «Небесное кочевье» (Киргизия), режиссёр – Мирлан Абдыкалыков. Лучший неигровой фильм – «Валентина Кропивницкая в поисках потерянного рая», режиссёр – Евгений Цымбал. Лучший анимационный фильм – «Волк Вася», режиссёр – Екатерина Соколова. Лучшая режиссёрская работа – Станислав Говорухин, «Конец прекрасной эпохи». Лучшая сценарная работа – Александр Миндадзе, «Милый Ханс, дорогой Пётр». Лучшая мужская роль – Данила Козловский, «Духless 2», Александр Яценко, «Инсайт». Лучшая женская роль – Ирина Купченко, «Училка». Лучшая мужская роль второго плана – Михаил Ефремов, «Про любовь». Лучшая женская роль второго плана – Инна Чурикова, «Страна ОЗ». Лучшая операторская работа – Геннадий Карюк, «Конец прекрасной эпохи». Лучшая музыка к фильму – Пётр Тодоровский, Алексей Айги, «В далёком сорок пятом… Встречи на Эльбе». Лучшая работа звукорежиссёра – Максим Беловолов, «Орлеан». Лучшая работа художника – Валентин Гидулянов, «Конец прекрасной эпохи». Лучшая работа художника по костюмам – Ольга Гусак, «Ангелы революции». Открытие года – Иван Колесников, «Конец прекрасной эпохи». Приз «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» – Даниил Дондурей. Специальный приз «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» имени Алексея Германа – Виталий Мельников. Специальный приз «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» за 2015 год – «Однажды в Ростове», режиссёр Константин Худяков. Специальный приз «Честь и достоинство» – Алиса Фрейндлих. Фото автора. | ||
© 2015 – 2024. Издательский дом «Народное образование»
|