ИздательствоНародное образованиеВыпуск №9/2002

Ирина АРЗАМАСЦЕВА.
КОМИКС В ОБРАЗОВАНИИ: Есть ли польза для дела?

 
Материал в открытом доступе

Этой теме был посвящён «круглый стол». Тема его не случайна. Комикс становится привычным атрибутом нашей жизни, он всё чаще приходит к нам в дом в виде рекламных листовок, плакатов, брошюр, становится обычным делом в сетке популярных еженедельников, детских и молодёжных периодических изданий, в виде журналов и книг появляется в киосках и на прилавках книжных магазинов. Уже есть выбор: можно приобрести комиксы для детей и взрослых, дошкольников и школьников, истории весёлые и серьёзные, западные и отечественные, сказки и триллеры, фантастику и приключения, мелодрамы и боевики, детективы и фэнтези. У нас появились собственные художники, проекты, издатели. Комиксмейкеры начали объединяться в студии, издатели создали свою Гильдию, вот–вот грянет второй фестиваль русскоязычного комикса «КомМиссия–2003». Конечно, ни о каком комиксном буме речь не идёт, вряд ли он в России возможен, да, наверное, и не нужен. Любые крайности нежелательны и опасны. Но то, что на наших глазах сформировалась новая субкультура, — факт очевидный.

Между тем отношение к комиксу в России весьма специфичное, его априори подозревают в ущербности, неполноценности, в каком–то страшно разрушительном влиянии на формирующуюся личность ребёнка, недооценивают, игнорируют. Все разговоры о жанре до сих пор носят исключительно эмоциональный характер и ведутся на уровне предположений, домыслов и фантазий. Говоря о комиксе мы, как правило, имеем в виду не жанр как таковой, а те его убогие, дешёвые по сути своей образцы, которые доводилось видеть на книжных развалах, не разделяем форму и содержание комикса, зёрна и плевела. Нам трудно разглядеть достоинства и недостатки жанра, его специфику, а уж тем более дидактический потенциал, который в течение ряда лет с успехом используется в образовательных системах многих стран мира.

Мы собрали за «круглым столом» разных людей — психологов, социологов, филологов, культурологов, специалистов в области детской литературы и детского чтения, ну и, конечно, сценаристов, художников, переводчиков комиксов и их издателей. Говорить об очевидных вещах — неудовлетворительном качестве, сюжетах и героях имеющихся сегодня на рынке лицензионных комиксов — не хотелось. Интересовала специфика жанра, причины его неприятия в России и возможность ассимиляции в отечественную культуру, особенности восприятия комикса детьми, его дидактические свойства и будущее в сфере образования. Интересовало не содержание каких–то конкретных комиксов, а потенциал жанра. Не очевидные, а сущностные аспекты проблемы. Собравшимся было предложено поразмышлять над следующими вопросами:

1. Почему в России к комиксу традиционно относятся как к второсортному художественному продукту? Обосновано ли это, каковы достоинства и недостатки жанра, его сильные и слабые стороны?

2. Чем обусловлена всё возрастающая популярность комикса у наших детей или эта популярность надумана?

3. Каков дидактический потенциал комикса и перспективы его использования в сфере образования?

4. При каких условиях комикс способен сделать духовную жизнь ребёнка содержательнее, а процесс его обучения более привлекательным и эффективным?

Мнения были высказаны самые разные, но разговор получился деловым, конструктивным и он, по всей вероятности, будет иметь продолжение.

Предлагаем вам познакомиться с наиболее интересными, на наш взгляд, выступлениями.