ЖурналыНародное образованиеВыпуск №7/2001

Ната Крылова.
Факторы образовательной политики

 
Материал в открытом доступе

Несчётное число страниц журнала «НО», как и других педагогических и непедагогических изданий, посвящено реформе образования. Во 2-м выпуске за прошедший год и в «Историческом альманахе» (№ 10, 2000) документально показано: школьная реформа длится по меньшей мере около 200 лет. И лишь отдельные периоды развития школы можно назвать «звёздными», когда идеи реформирования совпали с жизнью, прорастали на мощных корнях научной, природосообразной педагогики, ставящей в центр внимания ребёнка с его интересами, врождёнными способностями, стремлениями к жизненной успешности. Как правило, именно в эти периоды появлялись великие педагоги, имена которых золотыми буквами написаны ныне на скрижалях истории педагогики.

Трудное, очень трудное это дело — реформировать образование. И, как «служение муз», оно не терпит суеты. Мельтешение концепций, инноваций, программ, сиюминутных задач делу не поможет, пока мы не осознаем основного: зачем нужны реформы? Во имя чего, а главное во благо кого они проводятся?

В высоких управленческих структурах долгое время основные задачи реформирования видят в том, чтобы «усовершенствовать», «повысить уровень», «улучшить качество», а то и «положение». Но, увы: уровень, качество, положение не меняются. И не только в нашей стране. Реформа образования стала постоянным элементом политики во многих странах, в том числе и в Америке, — с одинаковым набором стандартных задач и схожими результатами. Как явствует из статьи, которую мы вам предлагаем, и там дальше деклараций и благих пожеланий дело не идёт, хотя финансовое и материальное обеспечение американского образования не сравнимо с российским.

Трудно достичь успеха без глубокого понимания того, в каком направлении вести реформы. Может быть, стоит вообще оставить образование в покое и заняться созданием комфортных условий для саморазвития школ и их учеников? Не пора ли объединить усилия государственных структур с усилиями институтов гражданского общества, распределив их полномочия и сферы ответственности? Полтора года назад разработана Национальная доктрина образования. Но и с её появлением остался открытым главный вопрос: отвечает ли «планирование мероприятия» самой природе образования, природе ребёнка, ожиданиям общества? И почему до сих пор при активном декларировании государственно-общественной формы управления образованием одно лишь государство и заказывает, и проводит образовательную политику?