09.03.2016

Вероника Милославская

«Бегом» на «Нюрнберг»!


Церемония вручения Московской театральной премии «Гвоздь сезона» в этом году превзошла все ожидания.


 
 
 















Потрясение – слишком слабое слово, чтоб описать то впечатление, которое произвела на меня XIV церемония награждения лауреатов ежегодной Московской премии Союза театральных деятелей России «Гвоздь сезона», прошедшая 29 февраля в Театральном центре «На Страстном». Гвоздём «Гвоздя», как всегда, стал спектакль-бурлеск, разыгранный бессменными ведущими-лицедеями Константином Богомоловым и Сергеем Епишевым.


Это было спорно, а местами даже возмутительно. Неожиданно, а местами шокирующе. Умно, а местами, не побоюсь этого слова, гениально.


Меня убили и вознесли. Из меня вытрясли всю спесь и ханжество. Выполоскали, выжали и высушили. Явив мне самой – меня самоё, почти в первозданной чистоте восприятия. И вернув давно утраченный приоритет – театр.


Сыворотка правды


В принципе, этого следовало ожидать – премия «Гвоздь сезона», как говорится, «широко известна в узких кругах». И именно своей церемонией.


Люди посвящённые начинают морально готовиться к этому событию задолго до объявления его даты. На него приходят не только, а зачастую даже не столько для того, чтобы поздравить финалистов и встретиться с коллегами, сколько ради самого действа. Представление лауреатов всегда проходит в форме капустника. И всегда это бывает очень остроумно и адски смешно, довольно дерзко и изрядно провокационно. Авторы ничего не боятся и никого не жалеют. Уберечься от их сарказма не удаётся даже самым-самым.


Все знают: мишенью ведущих может стать каждый. И тем не менее приходят. Эту церемонию в театральных кругах не пропускают.

 
 















Но в этом году – по всеобщему признанию – Константин Богомолов и Сергей Епишев превзошли даже самые смелые ожидания. Для начала они вышли на сцену в образах двух милых дам. Но не вымышленных, а вполне реальных – театральных критикесс, получивших сомнительную известность своей воинственной приверженностью к «традиционным ценностям», «стабильности», «скрепам» и прочим консервативным лозунгам. Зрители моментально опознали их и по гриму ведущих, и по вполне прозрачным псевдонимам: Константин Богомолов изображал «некую» Марину Рюмашеву, Сергей Епишев – Ольгу Огогошину. И началось…


«Я в Аду!» – откровенно озвучил своё впечатление актёр Алексей Кравченко на первых же минутах церемонии. «Самая “гвозданутая” из всех “Гвоздей”», – отзывались потом зрители. И это были ещё самые безобидные выражения.


Алексей Бородин – выдающийся режиссёр, интеллигентный человек – со сцены (!!!) не удержался и сказал буквально следующее: «Я о…уел!». Нет, без купюр. Вот прямо так и сказал. И это было уместно. Потому что в точку. Потому что отражало то, что думали все. Потому, что на «Гвозде» можно всё, если это всё – правда. А главное потому, что «Гвоздь» и сам – чистая, хоть и карикатурная, концентрированная до экстракта и потому подчас горькая, но самая что ни на есть подлинная (извините за плеоназм) правда о нашей культуре и нашем обществе.

 
 















А вдобавок ещё и «голая» – как уточнила обозреватель Фонтанки.ру Жанна Зарецкая, намекая на ряд сцен церемонии, в которых Константин Богомолов предстаёт перед зрителями натурально в чём мать родила, прикрываясь лишь страницами газеты «Культура» (самое подходящее, если не единственное, для неё предназначение). Настоящая «вакханалия фронды» – продолжает автор издания и поясняет: в отличие от многих коллег, ведущие «Гвоздя» не поражены вирусом самоцензуры. Под видом представления спектаклей-лауреатов они говорят о том, что волнует сегодня любого нормального человека и гражданина: всё более явных и бесцеремонных наступлениях чиновников на отечественную культуру, призраках «госприёмок», финансовой «кастрации» и других процессах, происходящих в современном российском обществе. «Да, они шутят, – заключает обозреватель. – Но так, что порой мурашки по спине бегут».


К слову, эта рецензия – по-своему уникальна. В один ряд с ней можно поставить, пожалуй, ещё лишь материал Виктора Борзенко из журнала «Театрал», озаглавленный выдержкой из текста ведущих: «Слишком уж густо и наваристо их либеральное лобио».


О «Гвозде», как всегда, рассказали, наверное, все отраслевые и целый ряд общественно-политических СМИ. Большинство сделали это осторожно-нейтрально – разбавив официальную информацию парой цитат или самых безобидных шуток. Некоторые отозвались демонстративно формально – ограничившись пресс-релизом с перечислением номинантов. И только «Известия» «устали от эпатажа». Их автора разочаровало всё: и присуждение главного приза спектаклю «Нюрнберг», и количество мата, звучащего со сцены, и – самое, по его мнению, печальное – то, что «большинство публики, состоявшей из театрального бомонда Москвы и не только, пребывало в восторге».


А теперь представьте: если такое впечатление произвела всего лишь церемония награждения спектаклей-лауреатов, которая, как бы то ни было, является всё же производной от их содержания, то каковы же первоисточники?.. Так что дополнительная заслуга «Гвоздя» в том, что он безусловно привлекает внимание к номинантам. Причём настолько мощно, что те, кто их не видел, непременно захотят посмотреть. А те, кто уже имел такое удовольствие, сходят ещё раз – чтобы увидеть всё другими глазами. Ради этого, собственно, по большому счёту и затеваются премии.


По словам председателя жюри Александра Калягина, главным критерием при отборе победителей является общественное мнение, зрительское внимание. «"Гвоздь сезона" – премия, которая объединяет театральную Москву», – сказал председатель СТД России.


Как хотелось бы, чтоб это тоже было (стало) правдой. И ещё, чтоб не одну Москву и не только театральную.


 
 

















Герои нашего времени


Московская театральная премия «Гвоздь сезона» учреждена в 2002 году. Конкурсный отбор номинантов проходит в два этапа. Вначале экспертный совет, состоящий из ведущих критиков и театроведов, оценивает московские премьеры и составляет список финалистов. Из него жюри, возглавляемое председателем СТД РФ Александром Калягиным, выбирает главного победителя премии.


По итогам сезона 2015 года в шорт-лист премии вошли пять спектаклей. Обратите внимание: даже простое перечисление их названий выглядит глубоко символично.


«Бег» – спектакль Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова. Режиссёр – Юрий Бутусов. В ролях: Екатерина Крамзина, Сергей Епишев, Артур Иванов, Виктор Добронравов, Валерий Ушаков, Александра Стрельцина, Василий Симонов, Павел Попов, Ольга Лерман, Гальназ Балпеисова, Андрей Злобин, Екатерина Нестерова. Премьера состоялась 11 апреля 2015 года.

Юрий Бутусов: «Пьеса почти не имеет сценической истории. Семь более или менее известных постановок за 87 лет – это почти ничего. Факт довольно удивительный, учитывая восприятие пьесы как шедевра. И дело тут, как мне кажется, не в острой социальности, а в загадочной театральной фактуре, в невозможности найти сценический эквивалент фантастическим, невообразимым ремаркам Булгакова, да и самому тексту, произносимому людьми, населяющими эту пьесу. Вот такая, например, ремарка: «Поднимаясь в гибельные выси…». Это что такое? Это можно сыграть??? Это как??? Но как прекрасно! И не надо искать основу для поставки пьесы в событиях реальной жизни – это тупиковый путь, сужающий поиск и тему.

«Бег» для меня – это состояние человека, проснувшегося после сна, в котором его преследовал кошмар, видения. А утром ты обретаешь покой. Ты один, очень тихо, в соседней комнате спят родные… Всё хорошо. И ты спокоен и счастлив»
.

«Герой нашего времени» – спектакль Государственного академического Большого театра России. Режиссёр – Кирилл Серебренников. В ролях: Владислав Лантратов, Михаил Лобухин, Денис Родькин, Игорь Цвирко, Мария Виноградова, Ольга Смирнова, Ана Туразашвили, Александр Водопетов, Денис Медведев, Александр Смольянинов, Артемий Беляков, Артём Овчаренко, Мария Александрова, Ольга Марченкова, Анастасия Меськова, Екатерина Шипулина, Вячеслав Лопатин, Андрей Меркурьев, Руслан Скворцов, Светлана Захарова, Екатерина Крысанова, Анастасия Сташкевич. Премьера состоялась 22 июля 2015 года.

Кирилл Серебренников: «Идея принадлежит Сергею Филину. Он предложил мне подумать над балетом, причём вместе с хореографом Юрием Посоховым. Для меня это был новый опыт, и я согласился, прекрасно понимая, что главный человек в балете всё-таки хореограф. За мной был выбор литературной основы и выбор композитора. Им стал Илья Демуцкий. Кроме того, вместе с Еленой Зайцевой я сделал сценографию и костюмы. Так что в данном случае не могу назвать себя автором замысла: повторю, режиссёр в балете только помогает хореографу».  

«Мефисто» – спектакль Московского художественного театра им. А.П. Чехова. Режиссёр – Адольф Шапиро. В ролях: Алексей Кравченко, Артём Быстров, Андрей Бурковский, Николай Чиндяйкин, Лариса Кокоева, Елизавета Мартинес-Карденас, Яна Гладких, Юлия Снегирь, Александра Ребенок, Софья Райзман, Михаил Хахлин, Александр Усов, Светлана Иванова-Сергеева, Станислав Любшин. Премьера состоялась 17 апреля 2015 года.

Адольф Шапиро: «Тут ведь нет простого, чёрно-белого сюжета! Об истории романа «Мефисто» можно написать отдельную пьесу. И я не могу сказать, что эта книга совершенна. Особенно если сравнить роман Клауса Манна с прозой его отца, Томаса. Но эта книга – обожжена первой, очень чувствительной реакцией на тоталитаризм. Рискну заметить, что мы сейчас знаем о метаморфозах тоталитаризма больше, чем Клаус Манн, сколько всего открылось! Но мы непростительно устали от этой чертовщины, пора бы встрепенуться. Вот о чём я думал, приступая к этой работе».    

«Юбилей ювелира» – спектакль Московского художественного театра им. А.П. Чехова. Режиссёр – Константин Богомолов. В ролях: Олег табаков, Наталья Тенякова, Дарья Мороз, Артём Панчик, Владимир Панчик. Премьера состоялась 4 марта 2015 года.

Олег Табаков: «У меня юбилей и пьеса называется юбилей. Пьеса действительно чувствительная. Но мне кажется, что люди и приходят в театр, чтобы смеяться и плакать, и за одно из этих зрительских проявлений я могу поручиться. «Юбилей ювелира» – нормальная драматическая мелодрама, и к достоинствам режиссёра надо отнести то, что он сумел «вынуть» пьесу из пошлого слезоотделения и перевести в разряд размышлений о гармонии».

Константин Богомолов: «Это, в первую очередь, драма, в которой от актёров требуется мужество и настоящая серьёзная душевная затрата. Наш спектакль – психологическая история, в которой главные – актёры, а не режиссёрское решение».


 
 















И наконец, обладатель гран-при Московской ежегодной театральной премии Союза театральных деятелей РФ премии «Гвоздь сезона» 2016 года:

«Нюрнберг» – спектакль Российского академического молодёжного театра. Режиссёр – Алексей Бородин. В ролях: Александр Гришин, Алексей Весёлкин, Алексей Мясников, Денис Шведов, Евгений Редько, Илья Исаев, Нелли Уварова, Дарья Семёнова, Тарас Епифанцев, Виктор Цымбал, Александр Рагулин, Алексей Блохин. Премьера состоялась 10 октября 2014 года.

Нелли Уварова: «Спектакль самой своей структурой с самого начала задаёт правила игры. Здесь есть обвинители и обвиняемые и волнующий всех вопрос: кто виноват? Зрители принимают обстоятельства спектакля на свой счёт. Мне кажется, что они реагируют очень болезненно, потому что так складывается общественно-политическая ситуация во всём мире».

Алексей Бородин: «Этот спектакль продолжает разговор театра со зрителем о важных общечеловеческих вещах. Сильное и крайне актуальное сегодня, на фоне всеобщего соглашательства, высказывание о справедливости и ответственности».

Кстати, ближайшие спектакли «Нюрнберг» в РАМТе – 25 марта и 13 апреля.

 

Фото автора, Галины Фесенко и пресс-службы Театрального центра СТД РФ «На Страстном».